Главная » Статьи » 6 класс » ВПР

Вариант 1
  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся  на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден  (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды. 

(По Р. Погодину)

 

  1. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

 

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

  1. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах: жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.

 

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. 

  Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

 

  1. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
  1. пирог более вкуснее
  2. с шестьюстами страницами
  3. забавный шимпанзе
  4. для обоих сестёр

 

  1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

  1. Утром воздух чистый и влажный.
  2. Темна и безлунна осенняя ночь.
  3. Роса на траве след ночного тумана.
  4. Стройный клён желтеет под окошком.

 

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков. 
  2. Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
  3. Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
  4. Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.

 Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14.

 

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. 

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом  перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. 

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке),  и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…     

 (По Н. Орловой)

  1. Определите и запишите основную мысль текста. 

 

  1. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. 

 

  1. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

 

  1. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. 

 Ответ.  Отводили –

 

  1. Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

 

Ответ.  Издревле – 

 

  1. Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. 

 

Ответ.  Задирать нос – 

Категория: ВПР | Добавил: филолог (02.04.2018)
Просмотров: 229 | Теги: впр по русскому языку 6 класс | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: