Главная » Статьи » ЕГЭ 2018 по русскому языку » КИМ

Вариант 21

Вариант 21

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея искушает обернувшийся лебедем Зевс. (2)Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. (3)… «Леда…» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда, и мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца – художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)Великий художник Микеланджело создал картину «Леда и лебедь», которая в конце концов бесследно пропала, и сегодняшний зритель может судить о ней лишь по бледной копии художника Россо Фьорентино.

 

2)Друг и ученик великого Микеланджело, создателя талантливой картины «Леда и лебедь», Антонио Мини увёз её во Францию и сделал бледную копию, которая затем бесследно исчезла.

 

3)Великий художник Микеланджело создал картину на иконографический сюжет «Леда и лебедь», которая была увезена художником Россо Фьорентино и затем бесследно исчезла.

 

4)Картина великого Микеланджело «Леда и лебедь» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда, но Антонио Мини успел сделать с неё копию.

 

5)Незавидная судьба постигла картину великого Микеланджело «Леда и лебедь», которая бесследно исчезла, но существует в не очень качественной копии художника Россо Фьорентино.

 

 

 

 

Ответ:

 

 

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

Ещё

Вскоре

Даже

Видимо,

Иными словами,

 

Ответ: ___________________________.

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТИНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

КАРТИНА, -ы, ж.

1.Произведение живописи в красках. Картины Репина.

2.Фильм. Молодой режиссёр снял уже вторую картину.

3.То, что можно видеть или представлять в конкретных образах. Картины природы. Картины прошлого.

4.Общее состояние, положение чего-нибудь. К. заболевания. К. такова, что нужно действовать.

 

Ответ: ___________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

облегчИт

исчерпАть

газопровОд

партЕр

лыжнЯ

 

Ответ: ___________________________

 

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

По тембру звук виолончели напоминает ЧЕЛОВЕЧНЫЙ голос, больше всего – баритон.

БЛАГОДАРНАЯ память потомков навсегда сохранит имя В.И. Даля – создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».

Пожалуй, первым кинорежиссёром, по-настоящему превратившим фильм в ЭФФЕКТНОЕ зрелище, стал Жорж Мельес.

Одной из жемчужин коллекции работ фирмы Фаберже является скульптура петуха, вырезанная из ЦЕЛЬНОГО куска тёмно-коричневого сердолика.

 

Ответ: ___________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

НАПОИВ чаем

голос более ЗВУЧНЕЕ

пара ЧУЛОК

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

 

Ответ: ___________________________

 

7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

 

 

1)В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших по исторической судьбе зданий, долгое время называвшееся Сенатом.

 

Б)ошибка в построении сложного предложения

 

 

2)Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте Кристо».

 

В)ошибка в построении предложения с косвенной речью.

 

3)Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать «оград узор чугунный», о котором писал ещё А.С.Пушкин.

Г)неправильное употребление существительного с предлогом

 

 

4)Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.

 

Д)нарушение в построении предложения с несогласованным

приложением

 

 

 

5) В повести А.С. Пушкина «Гробовщик» присутствуют типичные для романтической баллады мотивы.

 

6)Согласно исследований, в Финляндии самая чистая водопроводная вода в мире.

 

 

 

7) Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

 

 

 

8)М. Горький в одной из своих статей отмечает, что насколько поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали в нём.

 

 

 

9)Пуская шар по наклонной поверхности и наблюдая за его движением, Галилей измерял расстояние, которое прошёл шар.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

упр..вляющий

прот..реть

ф..культет

р..систый

умн..жать

 

Ответ: ___________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

под..тожить, по..ск

пр..общиться, пр..одолевать

пр..ломление, пр..высить

по..тяжки, о..бросить

пере..давать, бе..донный

 

Ответ: ___________________________.

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

сбивч..вый

кали..вый

оцен..вать

раскрас..вший

разве..лся

 

Ответ: ___________________________.

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

 

(шипы) прокол..т (шину)

(флаги) ве..т (на ветру)

(родители) беспоко..т

(они) ма..тся (от жары)

(снега) застел..т (поля)

 

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Киты часто глотают предметы, явно (НЕ)СЛУЖАЩИЕ для них кормом.

Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.

Настоящий художник рассказывает в портрете (НЕ)ТОЛЬКО о человеке, которого он изобразил на холсте, но и о самом себе.

С (НЕ)ЗАПАМЯТНЫХ времён человек пытался разгадать тайны природы.

Монголия – самое большое по территории государства мира, которое (НЕ)ИМЕЕТ выхода к морю.

 

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

Прямой противоположностью Ольге Ильинской выглядит квартирная хозяйка, а (ЗА)ТЕМ и жена Обломова Агафья Пшеницына, (КАК)БУДТО без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот.

(НА)МИГ мне показалось, что лодка ударится сейчас о берег и разлетится (В)ДРЕБЕЗГИ.

На торжественном приёме присутствовали Рахманинов и Шаляпин – одногодки, оба тогда (СО)ВСЕМ молодые и чрезвычайно талантливые, но (ПРИ)ЭТОМ совершенно непохожие друг на друга.

(ЧТО)БЫ развить память, шахматисты иногда играют (В)СЛЕПУЮ, то есть не смотря на доску.

 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(3)ы были прежние владельцы.

 

Ответ: ___________________________________________

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно беречь копейку.

2)Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

3)И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова.

4)На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.

5)У подошвы горы лежала груда обвалившейся породы и валялись деревянные обломки обрушившихся креплений.

 

Ответ: _____________________________________________

 

16.Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Ответ: _______________________________________

 

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

 

Ответ: ______________________________________________

 

18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Крупные земледельческие поселения (1) центральное место (2) в которых (3) занимал дворец вождя (4) были созданы на Корейском полуострове к началу I тысячелетия до н.э.

 

Ответ: ___________________________________________

 

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Уже с вечера дует северный ветер (1) и (2) если погода не улучшится (3) то придется остаться в бухте (4) чтобы переждать шквал.

Ответ: _________________________________________

 

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Великий князь Московский и всея Руси Иван III взял в жёны племянницу византийского императора Софью Палеолог, которая привезла с собой ценное сокровище – греческие и латинские рукописные книги.

 

Ответ: _____________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

                (1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (3)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что не помог, обманул, бросил, предал…

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки – и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11) – Девушка, вам помочь? – спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(14) – Куда вам?

(15) – Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы – найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24) – Девушка, там у вас кирпичи?

(25) – Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки…(28)Картошку в сумке возить…(29)Она на рыке пять рублей стоит…(30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (33)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39) – Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула в потёрла лоб белой ладошкой.

(44) – Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! – сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок…(48)А потому пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих мор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.                                            (По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) – современный публицист.

 

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

 

1) Огромная сумка, доверху набитая картофелем, вызывала у прохожих насмешку, и это больно задевало молодого человека.

2) Рыцари, воспетые пылкими романтиками, всегда боялись огнедышащих драконов.

3) Девушка чувствовала себя виноватой за то, что стала невольной обузой для молодого человека.

4) Многие люди совершают благородные поступки не ради выгоды, а чтобы скрыть свою слабость.

5) Молодой человек раскаялся в том, что решил помочь девушке, поэтому бросил её в лабиринте улиц.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложения 9 – 14 включают повествование.

2) В предложениях 4 – 5 представлено рассуждение.

3) Предложение 8 раскрывает содержание предложения 7.

4) В предложениях 24 – 29 содержится описание.

5) В предложениях 49 – 52 представлено повествование.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложения 8 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

24. Среди предложений 44 – 48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

25. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 – 24. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство – (А) _____________ (например, предложение 31). Лексическое средство – (Б) __________ («душонка», «горе-змееборец») – позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство – (В) _________, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп – (Г) ________ в предложении 52 – помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».

 

Список терминов:

 

1) ряд однородных членов

2) вопросительное предложение

3) диалектизм

4) олицетворение

5) термины

6) сравнительный оборот

7) эмоционально-оценочные слова

8) синтаксический параллелизм

9) гипербола

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

Категория: КИМ | Добавил: филолог (15.03.2018)
Просмотров: 8005 | Теги: егэ по русскому языку 2016 | Рейтинг: 4.1/49
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: