Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задания 22 - 26

Текст № 54

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того – он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В.Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. (По Т.Жаровой*)

 

*Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году) – член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества – судьба русского языка.

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.

2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.

3) С течением времени язык меняется, но далеко не всегда эти изменения делают его лучше.

4) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.

5) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложения 1 – 4 включают элементы описания.

2) В предложениях 13 – 16 представлено рассуждение.

3) Предложение 12 содержит вывод рассуждения.

4) В предложениях 5 – 9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.

5) В предложениях 18 – 19 представлено повествование.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложений 4 – 5 выпишите контекстные синонимы.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

24. Среди предложений 10 – 19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

25. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А) _______ (предложения 1,11), а такой приём, как (Б) ____ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В) ____ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г) ____ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

 

Список терминов

 

1) эпитеты

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) индивидуально-авторское слово

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) восклицательные предложения

Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (03.08.2017)
Просмотров: 3513 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: