Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задания 22 - 26

Текст № 56

           (1)Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда, услышал, что в полынье, которой напротив этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.

            (2)Солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный. (3)Он долго слушал отдалённые крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. (4)В ужасе он оглядывался туда и сюда на всё видимое ему пространство набережной и ни здесь, ни на Неве, как назло не увидел ни одной живой души.

            (5)Подать помощь утопающему никто не может, и он непременно утонет!

            (6)А между тем тонущий ужасно долго и упорно борется.

            (7)Уж одно бы ему, кажется, – не тратя сил, спускаться на дно, так ведь нет! (8)Его измождённые стоны и призывные крики то оборвутся и замолкнут, то опять начинают раздаваться, и притом всё ближе и ближе к дворцовой набережной. (9)Видно, что человек ещё не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, всё-таки не спасётся, потому что именно тут он попадёт в иорданскую прорубь. (10)Вот опять затих, а через минуту снова барахтается и стонет: «Спасите, спасите!» (11)И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется…

            (12)Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко. (13)Если теперь выбежать на лёд, то тонущий непременно окажется рядом. (14)Бросить ему верёвку, или протянуть шестик, или подать ружьё, и он спасён. (15)Он так близко, что может схватиться рукой и выскочить. (16)Но Постников помнит службу и присягу: он знает, что он часовой, а часовой ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.

            (17)Только сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает…(18)Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, – так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей…(19)Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится. (20) «Иль сбежать, а?.. (21)Не увидят?.. (22)Ах, господи, один конец! (23)Опять стонет…»

            (24)За эти полчаса, пока это длилось, солдат Постников совсем истерзался сердцем и стал ощущать «сомнения рассудка». (25)А солдат он был умный и исправный, с рассудком ясным, и отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует военный суд, а потом прогон сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть, даже и расстрел. (26)Но со стороны вздувшейся реки опять наплывают всё ближе и ближе стоны, и уже слышно бурканье и отчаянное барахтанье.

            (27) – То-о-ну!.. (28)Спасите, тону!

            (29)Постников ещё раз-два оглянулся во все стороны. (30)Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают да по ветру, прерываясь, долетает этот крик… может быть, последний крик…

            (31)Вот ещё всплеск, ещё однозвучный вопль, и в воде забулькало…

            (32)Часовой не выдержал и покинул свой пост.

                                                                                   (По Н.С. Лескову*)

 

*Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) – русский писатель.

 

21. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста? Напишите номера ответов.

 

  1. Спасение жизни человека важнее всего.
  2. Солдату, ушедшему с поста, грозил военный суд.
  3. Часовой протянул утопающему шест.
  4. Часовой не знал о последствиях своего поступка.
  5. У солдата был сердечный приступ.

 

Ответ: __________________________

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. Предложение 1 содержит элемент рассуждения.
  2. В предложении 2 представлено описание.
  3. В предложении 18 представлено рассуждение.
  4. В предложениях 31, 32 перечислены происходящие друг за другом события.
  5. В предложении 16 представлено описание.

 

Ответ: ___________________

 

23. Из предложений выпишите слово со значением «длинные гибкие палки или прутья для телесных наказаний в европейских армиях».

 

Ответ: ________________________________________

 

24. Среди предложений 3 – 10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________

 

25. «Убедительность и эмоциональность эпизоду спасения утопающего из рассказа Н.С.Лескова «На часах» придают такие синтаксические средства выразительности, как (А) ______ (предложения 17, 25), (Б) _____ (предложения 20 – 22) и (В) ______ (предложения 5, 7), а также лексическое средство – (Г) ______ («будка…не убежит», «фонари трясутся»)».

 

Список терминов:

 

  1. восклицательные предложения
  2. ряды однородных членов
  3. оксюморон
  4. гипербола
  5. эпитеты
  6. олицетворение
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. противопоставление
  9. инверсия
Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (03.08.2017)
Просмотров: 3281 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: