Главная » Статьи » ЕГЭ 2019 по русскому языку » КИМ

Вариант 22

Вариант 22

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера <…>окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

 

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

 

2)Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

 

3)Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.

 

4)Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.

 

5)Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.

 

 

 

 

 

 

 

 2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

же

с этой целью

потому что

хотя

если

 

Ответ: ___________________________.

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

МИР, -а, м.

1.Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

2.Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3.ед.Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4.Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5.Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.

6.ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.

7.Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).

 

Ответ: ___________________________

 

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

включИм

жалюзИ

кровотОчащий

намЕрение

сирОты

 

Ответ: ___________________________

 

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации – коммуникативный менеджмент.

Дени Дидро и Вольтер были ВЕЛИКИМИ мыслителями Франции.

Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

ДРАМАТИЧЕСКОЕ действие, по мнению Аристофана, должно делиться на три основные части.

При проектировании ЛУКОВИЧНОЙ формы купола Екатерининского собора использовано «золотое сечение».

 

Ответ: ___________________________

 

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

КЛАДИ аккуратнее

отряд ПАРТИЗАН

без МАНЖЕТ

несколько АРМЯНОВ

СЕМЬЮСТАМИ соснами

 

Ответ: ___________________________.

 

7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А)нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

 

 

1)Благодаря электрических свойств кремний – один из наиболее распространённых элементов в природе – широко применяют в радиотехнике.

Б)нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

 

 

2)Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

 

В)ошибка в построении

предложения с косвенной речью.

 

 

3)Впервые скорость света была измерена в 1676 году работавшим в Париже датским астрономом О. Рёмером, который наблюдал затмения ближайшего спутника Юпитера.

 

 

 

Г)неправильное употребление существительного с предлогом

 

 

4)В.Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».

 

Д)нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

 

 

 

5)Благодаря развитой системе коммуникаций люди с разных сторон земного шара могут общаться непосредственно друг с другом.

 

6)Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, изданы в нашей стране.

 

 

 

7)О судьбе великого математика Джона Нэша рассказывается в фильме «Играх разума», основанном на фактах биографии учёного.

 

 

 

8)Один из фактов в биографии А.П. Чехова, ставших недавно известными, – строительство им на свои средства четырёх сельских школ. 

 

 

 

9)Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И.Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

анн..тация

проб..рается

г..ристый

неисс..каемый

утр..мбовать

 

Ответ: ___________________________

 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

по..прыгнуть, на..смехаться

не..гибаемый, чре..вычайно

пр..грозить, пр..волжский

над..рвать, пр..славяне

пр..скорбный, пр..ступник

 

Ответ: ___________________________.

 

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

участл..вый

стрях..вать

изменч..вый

пут..вой

осва..вать

 

Ответ: ___________________________.

 

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

 

(цвета) выгор..т

(угли) тле..т

(люди) запомн..т

(повара) вар..т

(фонтаны) брызж..т

 

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Зимой у медведей (НЕ)НАСТОЯЩАЯ спячка, при которой животные впадают в анабиоз, а чуткий сон.

Чувства, которые человеком (НЕ)ПЕРЕЖИТЫ, вряд ли станут темой для стихов.

Кто поверит, что эскиз написан человеком, никогда (НЕ)ВЫЕЗЖАВШИМ за пределы Москвы и её окрестностей!

(НЕ)ДОСТАЮЩЕЕ художнику воображение трудно компенсировать самой прилежной работой с натурой.

Основа реалистического творчества Ф.М. Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он (НЕ)ЗНАЕТ себе равных.

 

Ответ: ___________________________.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

(И)ТАК, речевой этикет – явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах»  Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

 

Ответ: _______________________________________

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

В стари(1)ые времена лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

 

Ответ: ___________________________________________

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Темы войны и мира всепрощения и ненависти актуальны во все времена.

2) Воинская честь и чувство личной преданности и чувство собственного достоинства не позволили Святославу оставить брата в беде.

3) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

4) Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества. 

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классические жанры.

 

Ответ: _____________________________________________

 

16.Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 

Ответ: _______________________________________

 

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

 

Ответ: ______________________________________________

 

18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В научной статье (1) автор (2) которой (3) рассматривает семантику слов брокер, дилер, консигнатор, риэлтер, ресейлер (реселлер) и дистрибьютор (4) с лингвистической точки зрения характеризуется процесс формирования нового общественного слоя в начале 90-х – коммерсантов.

 

Ответ: ___________________________________________

 

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Листья вётел подёрнулись сединой (1) и (2) когда поднимался ветер (3) на поверхности озера вдувались мелкие короткие волны (4) как будто сердились на приближавшуюся зиму.

 

Ответ: _________________________________________

 

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Департамент труда и занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения электронной анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.

 

Ответ: _______________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.


                (1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

                (4)Действительно, читать – это переосмысливать жизнь, самого себя в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и – «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, – говорил Пушкин. – (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

                (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения мне подарили книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

                (13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

                (17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

                (19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправляется спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос – лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», – это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

                (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей – быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

                                                                              (По Г. Бакланову*)

 

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923 – 2009) – русский советский писатель, публицист.

               

21.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.

2)В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

3)Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.

4)Чтение книг – это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

5)Литература перестала быть учебником жизни. 

 

Ответ: ___________________________.

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)В предложениях 23 – 33 содержится описание.

2)Предложения 1 – 3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.

3)В предложениях 15 – 16 представлено повествование.

4)В предложениях 19 – 22 представлено рассуждение.

5)В предложениях 34 – 36 представлено повествование.

 

Ответ: ___________________________.

 

23.Из предложения 16 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

24.Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

25. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)______ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б) ________ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2 – 3, 8 – 9). Такой троп, как (Г)________ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

 

Список терминов:

1)ряды однородных членов

2)эпитеты

3)лексический повтор

4)развёрнутая метафора

5)цитирование

6)литота

7)диалектизм

8)риторический вопрос

9)восклицательные предложения

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: КИМ | Добавил: филолог (28.02.2018)
Просмотров: 3347 | Теги: егэ по русскому языку 2016 | Рейтинг: 3.2/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: