Главная » Статьи » ЕГЭ 2019 по русскому языку » КИМы новые!

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

 

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

 

2)Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

 

3)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

 

4)Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

 

5)По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не основе изучения процессов внутри индивидуума.

Ответ:

 

 

 

 

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

 

Ответ: ___________________________.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОЦЕСС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПРОЦЕСС, -а, м.

1.Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Процесс нагревания. Производственный п.

2.Развивающаяся болезнь. Воспалительный п.

3.Порядок разбирательства судебных и административных дел, а также разбирательство судебного дела. Уголовный п. Выступить на п.

Ответ: ___________________________

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

откУпорил

водопрОвод

прожИвший

завИдно

тамОжня

 

Ответ: _________________________

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Хлеб из пророщенного ЦЕЛЬНОГО зерна – это мощнейший природный биостимулятор.

В «Божественной комедии» Данте уже чувствуется веяние новой ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ культуры.

Г.Р. Державин – первое ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ проявление русского духа в сфере поэзии.

Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы».

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

Ответ: ___________________________

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Каждому работающему человеку необходимо знать, как правильно составлять свою автобиографию и какую информацию нужно указывать.

Ответ: ________________________________

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

банка САРДИН

десять ГЕКТАР

гора АПЕЛЬСИНОВ

почти в СТА странах

комплект ПОЛОТЕНЕЦ

 

Ответ: ___________________________

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

1)Статью «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов посвятил анализу «Грозы» – пьеса А.Н. Островского.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

 

2)Побывав в Москве XVII века, у иностранных купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.

 

В)ошибка в построении предложения с косвенной речью.

 

 

3)Одним из величайших учёных всех времён, существенно углубившим человеческие познания в области географии, математики, астрономии, был Мухаммед ибн Муса Хорезми.

 

 

 

 

 

 

4)В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов, обращаясь к читателям, призывает беречь в себе человека.

 

Г)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

 

 

5)Одним из путешественников, открывшим миру горные и пустынные районы Центральной Азии, был Н.М. Пржевальский.

 

6)Все, кто изучали труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

 

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

7)А.И. Куприн писал М. Горькому, что как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это.

 

 

 

8)Никто из писателей-классиков, обращавшимся к военным страницам русской классики, не создал такого яркого образа человека на войне, как Л.Н. Толстой.

 

 

 

9)Получив начальное образование в Москве, двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. зам..реть, скл..нение, тв..рец
  2. бл..стать, пол..жить, зан..мать
  3. р..внина, заж..гать, в..негрет
  4. соч..тать, проск..кать, усм..рить
  5. выт..рать, зам..реть, в..теран

 

Ответ: ______________________________

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) пр..вратил, пр..высил, пр..сечь

2) о..скочить, на..бавки, по..колоть

3) ра..ход, чере..чур, и..подтишка

4) с..грал, от..мённые (прилагательные), с..змала

5) з..верять, пр..родина, п..глотить

 

Ответ: ______________________________

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. натри..вый, виш..нка
  2. затм..вать, форел..вый
  3. лукав..вший, кле..ть
  4. морж..вый, груш..вый
  5. одес..кий, каза..кий

 

Ответ: __________________________

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. (выпускники) встрет..тся, гранич..щий
  2. завис..щий (от нас), (они) тороп..тся
  3. (туманы) стел..тся, колебл..щийся
  4. (лесорубы) пил..т, предвид..щий
  5. (гости) обид..тся, мысл..щий  

 

Ответ: ___________________________

 

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

А.Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр I».

Ссориться по пустякам могут только (НЕ)УМНЫЕ люди.

С середины XIX века русские учёные (НЕ)РАЗ предпринимали экспедиции на вулканы Камчатки.

Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

 

Ответ: ___________________________

 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений В.А. Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, ЗА(ТО) дни стоят тёплые, безветренные.

Берёзки КАК(БУДТО) застыли в задумчивости на склоне холма, любуясь уносящей свои воды (В)ДАЛЬ рекой.

 

Ответ: ___________________________

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Возвращение М.И. Цветаевой на родину в 1939 году неожида(1)о закончилось катастрофой: вскоре были арестова(2)ы её муж и дочь, с большим трудом подготовле(3)ый к изданию сборник цветаевских стихотворений и прозы был отвергнут, жизне(4)ые силы поэтессы были подорва(5)ы.

Ответ: ___________________________

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)Проблема нового поэтического языка для Хлебникова имела как формальный так и мировоззренческий характер.

2)Сквозь густой туман или моросящий как водяная пыль дождичек вырисовываются контуры длинных мостов и высоких памятников.

3)Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

4)Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

5)Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

 

Ответ: 

 

 

 

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

 

Ответ: ___________________________

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

 

Ответ: ___________________________

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан служит лишь для декоративных целей.

 

Ответ: ___________________________

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Собакевич в четверть часа с небольшим доел всего осетра (1) так что (2) когда полицеймейстер вспомнил было о нём (3) то увидел (4) что от произведения природы оставался всего один хвост.

 

Ответ: ___________________________

 

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)В петровское время появились новые типы зданий, которые не знала средневековая Русь: адмиралтейство, театр, музей. (2)Известные ранее постройки – храмы, дворцы, крепости – приобретали новый облик. (3)В конце мая 1703 года в устье реки Невы на отвоёванных у шведов землях была заложена Петропавловская крепость. (4)Петропавловская крепость – это уникальное сооружение. (5)По углам Петропавловской крепости построили бастионы – пятиугольные укрепления, на которых стояли пушки. (6)В многометровой толще бастионных стен разместились казематы – помещения, где хранились оружие и боеприпасы. (7)Участки стен, соединяющих бастионы, назывались куртинами, в них были устроены пять проездных ворот. (8)Со временем крепость усилили дополнительными укреплениями – равелинами.(9) Со стороны соседнего острова, который от крепости отделяла неширокая водная протока, было построено ещё одно крепостное сооружение – кронверк. (10)Кронверк обычно делался напротив крепостных куртин, а иногда – перед бастионами.

Ответ: __________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

               

(1)Нежность – самый короткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

                (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.

                (15) – Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?

                (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.

                (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

                (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.

                (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?" (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

                (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

                (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкатывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

                – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

                (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

                – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.

                (51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

                – (52)Но ведь ты же… – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...

                – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

                (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

                                                               (По Н.А. Тэффи*)

 

*Надежда Александровна Тэффи (1892 – 1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным.

2)Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека.

3)Нежность представляется автору в образе женщины, склонившейся к изголовью.

4)Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность.

5)Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную и внимательную жену. 

 

Ответ: ___________________________.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 7 – 10 содержится рассуждение.

2) В предложениях 11 – 14 представлено повествование.

3) В предложении 30 представлено описание.

4) В предложениях 44 – 45 представлено повествование.

5) Предложения 57 – 58 содержат рассуждение.

 

Ответ: ___________________________

 

24. Из предложений 5 – 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

Ответ: ___________________________.

 

25. Среди предложений 28 – 34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

26.  «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А) ________ предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б) __________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В) __________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г) __________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

 

Список терминов:

1)ряды однородных членов

2)эпитет

3)противопоставление

4)разговорные слова

5)парцелляция

6)литота

7)фразеологизмы

8)риторические вопросы

9)сравнительный оборот

 

Ответ: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

Категория: КИМы новые! | Добавил: филолог (28.10.2018)
Просмотров: 109 | Теги: егэ 2019 по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: