Главная » Статьи » ЕГЭ 2019 по русскому языку » КИМы новые!

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

 

(1)Носовые гласные, свойственные фонетической системе старославянского языка, где они обозначались специальными буквами – юсами ѫ (о носовое) и ѧ (э носовое), и сохранившиеся до настоящего времени в польском и кашубском языках, некогда были присущи всем славянским языкам. (2)Образовавшись ещё в праславянский период, впоследствии они во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, в разное время подверглись утрате, переходу в неносовые чистые. (3) <…> изменение носовых гласных в неносовые не было одинаковым в славянских языках, а это говорит о том, что произношение их в разных славянских языках было неодинаково.  

 

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Фонетической системе старославянского языка были свойственны носовые гласные, которые обозначались специальными буквами – юсами ѫ (о носовое) и ѧ (э носовое).

 

2) Изменение носовых гласных в неносовые в славянских языках происходило примерно одинаково, что лишний раз подтверждает идею существования праславянского языка – предка всех славянских языков.

 

3) Процесс перехода носовых гласных, существовавших во всех славянских языках и сохранившихся лишь в польском и кашубском, в неносовые гласные не был одинаковым, что свидетельствует о различном произношении носовых гласных в разных языках.

 

4) Носовые гласные сохранились до настоящего времени лишь в двух славянских языках: в польском и кашубском, унаследовавших фонетическую систему старославянского языка.

 

5) Произношение носовых гласных, утраченных во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, было неодинаково, о чём свидетельствует различие в изменении носовых гласных в неносовые в славянских языках.

Ответ: 

 

 

 

 

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

 

Ответ: ___________________________

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

СИСТЕМА, -ы, ж.

 

1)Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная система. Капиталистическая система.

2)Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

3)Техническое устройство, конструкция. Самолёт новой системы.

4)Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Периодическая система элементов. Система взглядов. Философская система (учение). Система каналов.

5)То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.) Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой).

 

Ответ: ___________________________

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

включИм

жалюзИ

кровотОчащий

намЕрение

сирОты

 

Ответ: ___________________________

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

БЕДНАЯ витаминами пища приводит к авитаминозу и общему ослаблению организма.

Дени Дидро и Вольтер были ВЕЛИКИМИ мыслителями Франции.

АБОНЕНТЫ нашей телефонной сети могут на льготных условиях подключить пакет цифрового телевидения.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.

ДРАМАТИЧНОЕ действие, по мнению Аристофана, должно делиться на три основные части.

 

Ответ: ___________________________

 

6. Отредактируйте предложение, исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

После окончания митинга руководители возложили цветы к памятному монументу защитникам города.

 

Ответ: _______________________________

 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

КЛАДИ аккуратнее

отряд ПАРТИЗАН

без МАНЖЕТ

несколько АРМЯН

СЕМИСТАМИ соснами

 

Ответ: ___________________________

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

 

1)Благодаря электрических свойств кремний – один из наиболее распространённых элементов в природе – широко применяют в радиотехнике.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

 

2)Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

 

В)ошибка в построении предложения с косвенной речью.

 

 

3)Впервые скорость света была измерена в 1676 году работавшим в Париже датским астрономом О. Рёмером, который наблюдал затмения ближайшего спутника Юпитера.

 

 

 

Г)неправильное употребление существительного с предлогом

 

 

4)В.Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».

 

Д)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

 

 

5)Благодаря развитой системе коммуникаций люди с разных сторон земного шара могут общаться непосредственно друг с другом.

 

6)Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, изданы в нашей стране.

 

 

 

7)О судьбе великого математика Джона Нэша рассказывается в фильме «Играх разума», основанном на фактах биографии учёного.

 

 

 

8)Один из фактов в биографии А.П. Чехова, ставших недавно известными, – строительство им на свои средства четырёх сельских школ.  

 

 

 

9)Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) отд..лённый, анн..тация, г..релый

2) уб..речь, поб..роть, проб..рается

3) г..ристый, неисс..каемый, ст..снённые (обстоятельства)

4) неск..ренимый, ут..чнить, б..роздчатый

5) обл..чить, зап..стись, огл..сить

 

Ответ: ____________________________

 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) по..прыгнул, на..смешка, о..бросить

2) не..гибаем, ..делать, и..править

3) пр..дгорье, Пр..волжье, пр..дседатель

4) н..рвать, пр..славяне, з..облачный

5) пр..скорбно, пр..чудливый, пр..вилегия

 

Ответ: ____________________________

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) участл..вый, заносч..вый

2) стрях..вать, уговар..вать

3) изменч..вый, милост..вый

4) пут..вой, затм..вать

5) осва..вать, охлад..вать

 

Ответ: ___________________________

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1) (цвета) выгор..т, завис..щий

2) (угли) тле..т, бре..щий (полёт)

3) (люди) запомн..т, содерж..щий

4) (повара) вар..т, грез..щий (о счастье)

5) (фонтаны) брызж..т, (мамы) соскуч..тся

 

Ответ: ___________________________

 

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Зимой у медведей (НЕ)НАСТОЯЩАЯ спячка, при которой животные впадают в анабиоз, а чуткий сон.

Чувства, которые человеком (НЕ)ПЕРЕЖИТЫ, вряд ли станут темой для стихов.

Кто поверит, что эскиз написан человеком, никогда (НЕ)ВЫЕЗЖАВШИМ за пределы Москвы и её окрестностей!

(НЕ)ДОСТАЮЩЕЕ художнику воображение трудно компенсировать самой прилежной работой с натурой.

Основа реалистического творчества Ф.М. Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он (НЕ)ЗНАЕТ себе равных.

 

Ответ: ___________________________
 

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

(И)ТАК, речевой этикет – явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах»  Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

 

Ответ: ___________________________.

 

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

В стари(1)ые времена лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

 

Ответ: ___________________________

 

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Темы войны и мира всепрощения и ненависти актуальны во все времена.

2) Воинская честь и чувство личной преданности и чувство собственного достоинства не позволили Святославу оставить брата в беде.

3) Последние волны согретого тумана то скатываются то расстилаются скатертями то исчезают.

4) Листья и зелёные оболочки плодов содержат аскорбиновую кислоту и дубильные вещества. 

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классические жанры.

Ответ: 

 

 

 

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Ответ: ___________________________.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.

Ответ: ___________________________

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В научной статье (1) автор (2) которой (3) рассматривает семантику слов брокер, дилер, консигнатор, риэлтер, ресейлер (реселлер) и дистрибьютор (4) с лингвистической точки зрения характеризуется процесс формирования нового общественного слоя в начале 90-х – коммерсантов.

 

Ответ: __________________________

 

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Листья вётел подёрнулись сединой (1) и (2) когда поднимался ветер (3) на поверхности озера вздувались мелкие короткие волны (4) как будто сердились на приближавшуюся зиму.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Главный герой исторических полотен Василия Ивановича Сурикова – народ, а основное содержание – драматический конфликт времени. (2)Всё это нашло отражение уже в первой значительной работе художника – «Утро стрелецкой казни». (3)На Красной площади у Лобного места – толпа стрельцов в ожидании казни. (4)Вокруг них – жёны, дети. (5)На полотне разыгрывается человеческая драма. (6)Кульминация конфликта запечатлена в «дуэли» двух взглядов. (7)Один, неистовый, принадлежит закованному в колодки, но не сломленному духом стрельцу со свечой в руках. (8)Другой, почти безумный в своей ненависти, – сидящему на коне молодому царю Петру.

 

Ответ: __________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

               

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

                (4)Действительно, читать – это переосмысливать жизнь, самого себя в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и – «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, – говорил Пушкин. – (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

                (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения мне подарили книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

                (13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

                (17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

                (19)Все великие книги созданы состраданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправляется спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос – лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», – это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

                (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей – быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

                                                                               (По Г. Бакланову*)

 

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923 – 2009) – русский советский писатель, публицист.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей.

2)В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей.

3)Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг.

4)Чтение книг – это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

5)Литература перестала быть учебником жизни. 

 

Ответ: ___________________________

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)В предложениях 23 – 33 содержится описание.

2)Предложения 1 – 3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4.

3)В предложениях 15 – 16 представлено повествование.

4)В предложениях 19 – 22 представлено рассуждение.

5)В предложениях 34 – 36 представлено повествование.

 

Ответ: ___________________________

 

24. Из предложения 16 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________________.

 

25. Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

26. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)______ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б) ________ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2 – 3, 8 – 9). Такой троп, как (Г)________ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

 

Список терминов:

 

1) ряды однородных членов

2) эпитеты

3) лексический повтор

4) развёрнутая метафора

5) цитирование

6) литота

7) диалектизм

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

 

 Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: КИМы новые! | Добавил: филолог (28.10.2018)
Просмотров: 102 | Теги: егэ 2019 по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: