Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Тексты для написания задания 27 с комментариями

Текст № 31 (по Гранину)

(1)Я тонул. (2)На берегу стоял отец, сухонький, жилистый, белотелый, и смеялся. (3)Он уговаривал меня вместе прыгнуть с обрыва, а потом поднял меня и швырнул в омут. (4)Я не ожидал такого предательства, я кричал, захлебывался, колотил руками, ногами и плакал. (5)Обида и злость ошпарили меня.

(6)Страх прочно отпечатал омут в моей памяти. (7)Закрыв глаза, я могу рассматривать его. (8)По нынешней, взрослой мерке обрыв невысок, это травянистый уступ, крутость, подмытая снизу, скрепленная корнями полегшей ивы. (9)Сам омут тоже шириной три-четыре хороших гребка, река отдыхала в этой размоине, берега тут чуть расступились, особенно другой берег, низкий и глинистый.

(10)...Я тонул. (11)Я чувствовал, что отец не двинется с места. (12)Все на берегу смеялись, наверное, я был нелеп с выпученными от ужаса глазами, отчаянно бьющий руками по воде. (13)Если бы я действительно тонул, меня сразу бы вытащили, поэтому-то мой ужас и был смешон. (14)А я ничего не соображал, я ненавидел их всех, и больше всего отца, и бил по воде, задыхаясь, теряя голос. (15)И тут вдруг я почувствовал, что плыву. (16)Ощущение это было незнакомо, но я понял, что не касаюсь дна. (17)Я плыву, плыву! (18)Вода не тянула меня в свою коричневую глубь, а держала, поддерживала меня снизу, как до этого широкая отцовская ладонь.
(19)Тело осознало это раньше разума, плавучесть появилась как бы толчком, вошла раз и навсегда, я ощутил ее как новое свое умение, даже не умение, а качество, неотъемлемое, как способность ходить. (20)Потом годами я учился плавать стильно, на время, изучая в бассейне разные тонкости, но плавучесть, она пришла тогда, плотное тело воды стало дружеским и больше не внушало страха.

(21)Когда я вылез, отец подхватил меня, всхлипывающего, на руки, прижал и сказал: «Молодец, теперь поплывешь». (22)Руки его дрожали, он продолжал смеяться. (23)Я понял, что смеялся он не надо мною, а от радости, он раньше меня увидел, что я плыву. (24)Если б не это, не веснушчатые дрожащие его руки, то ненависть, гнев, отвращение к предательству остались бы во мне травмой, и как знать, что вырастает из детских ран.
(25)«Ничем я тебе больше не могу помочь, сынок», – сказал он. (26)На самом деле он сказал это через несколько лет по другому поводу, но почему-то потом все это слилось, соединилось в тот день.
(27)С тех пор, заплывая далеко в море, даже в волну, я не боялся воды. (28)Любовь к плаванию выручила меня в войну на Лужской переправе, когда пришлось всю ночь провести в воде. (29)Могли ранить, убить, но утонуть я не мог. (30)Что-то отцовское было для меня в воде, в самые трудные минуты вода напоминала об этом словно отцовским прикосновением.
(31)И помнится все это прежде всего потому, что отец определил этот момент моей жизни.

(32)Почему он в других случаях не делал этого? (33)Никто не учит родителей, как «работать» родителями. (34)Самая ответственная из всех работ, а делает ее кто как может, руководствуясь лишь опасными советами любви.

(35)То, что было на омуте, никак не причислишь к таким нравственным воспоминаниям. (36)Действие это было практическое, и отец учил меня чисто деловому, нужному для жизни, как учат все отцы.

(37)Однако в этом воспоминании есть какое-то тепло, нужное для души. (38)Возможно, оттого, что я сумел сам увидеть ту отцовскую любовь к себе, которую он никогда не высказывал вслух.
(Д.А. Гранин)

 

*Гранин Даниил Александрович (1919 - 2017, наст. фамилия Герман) – современный русский писатель. Для произведений Гранина характерны реализм и поэзия научно-технического творчества, публицистичность и сдержанная языковая энергия письма в сочетании с постоянным утверждением «внеутилитарного» и именно потому одновременно «доброго» и «прекрасного» отношения к человеку, его труду и созданному им искусству. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

 

Основные проблемы

Авторская позиция

1.Проблема проявления родительской любви (Как может проявляться родительская любовь? Чем руководствуются родители в отношении к своим детям?)

Любовь родителей может проявляться не в словах, а в стремлении сформировать у ребёнка умения, которые пригодятся в жизни, защитят в трудных жизненных обстоятельствах. В отношении к своим детям родители руководствуются прежде всего любовью.

2.Проблема влияния родителей на формирование характера детей, их различных способностей (Какое влияние оказывают родители на формирование характера ребёнка, на овладение им различными умениями?)

Понимая, что их детям придётся в дальнейшем самостоятельно преодолевать трудности, мудрые родители закаляют их характер, стремятся научить их важнейшим умениям, которые могут пригодиться им в жизни.

3.Проблема потребности детей в нравственных уроках родителей (Нуждаются ли дети в советах родителей и их нравственных уроках?)

Дети нуждаются в советах родителей, в их нравственных уроках

4.Проблема высокой ответственности родителей перед детьми (Должны ли родители чувствовать ответственность перед своими детьми?)

«Работа» родителей самая ответственная из всех работ

5.Проблема оценки детьми действий родителей (Как дети оценивают действия родителей?)

Дети не всегда способны понять действия родителей

6.Проблема влияния событий детства на становление личности и дальнейшую жизнь человека (Какие последствия могут иметь пережитые в детстве потрясения, полученные душевные раны?)

Последствия перенесённых в детстве потрясений непредсказуемы: «… как знать, что вырастает из детских ран».

 

Категория: Тексты для написания задания 27 с комментариями | Добавил: филолог (06.08.2014)
Просмотров: 3258 | Теги: егэ по русскому языку, задание 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: