Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Тексты для написания задания 27 с комментариями |
(1)Говорят: спешите делать добро! (2)Это правильно. (3)Но добро, не сделанное вовремя, – это полбеды. (4)Беда, когда вовремя не исправлено зло, пусть даже причинённое невольно. (5)Спешите исправить его! (6)Можете не успеть. (7)Моральный проступок, по-моему, искупается действием. (8)Работая над книгой о художнике Альбрехте Дюрере, я узнал, что он вскоре после того, как женился, уехал из родного Нюрнберга в Италию. (9)Уехал неожиданно. (10)Поспешно. (11)Оставив дома жену и родителей. (12)Уехал как раз тогда, когда в Нюрнберге началась эпидемия чумы. (13)Множество биографов Дюрера пытались объяснить эту поездку в Италию. (14)И не смогли. (15)И я пытался. (16)И тоже не смог. (17)Да и как объяснишь? (18)Но мне кажется, что беспредельная острота раскаяния, которой проникнута его гравюра «Блудный сын», вскоре созданная после поездки, кое-что объясняет. (19)Среди евангельских притч особенно понятной и близкой людям оказалась притча о блудном сыне. (20)Он нетерпеливо потребовал у отца свою часть наследства, «пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». (21)Разорившись, узнал голод и тяжкий труд. (22)Раскаявшись, вернулся к отцу, и тот принял его с великой радостью. (23)История эта веками волновала людей не только своим иносказательным, но и прямым смыслом. (24)Каждый, прежде чем стать отцом, был сыном. (25)Всматриваясь в гравюру Дюрера, мы с изумлением замечаем, что в лице блудного сына есть ощутимое сходство с самим художником, каким он изобразил себя на некоторых автопортретах. (26)У блудного сына такие же вьющиеся волосы до плеч. (27)Такие же, неожиданные для батрака-свинопаса, пышные рукава тонкой сорочки. (28)Мог Дюрер испытать в Италии чувство раскаяния, что покинул родину, оставив родных в опасности? (29)Мог и даже наверняка испытал. (30)Но мне кажется, что сходство блудного сына с Дюрером на этой картине значит нечто более глубокое. (31)Художник, одержимый своим творчеством, спешит как можно больше узнать о жизни. (32)Желание это знакомо не только художникам. (33)Человек, которым оно овладело, невольно отдаляется от родных и близких, иногда на время, бывает – навсегда. (34)Погружённый в свои поиски, занятый своим делом, он не щадит себя, но, случается, не щадит и родных, не желая того, становится жестоким по отношению к самым близким людям. (35)Пока человек испытывает подъём, пока работа ладится, он не замечает этого отчуждения. (36)Но вот работа пошла с трудом или не удалась, а силы иссякли. (37)Всё, что сделано, представляется никчёмным, всё, что предстоит сделать, – непосильным. (38)В голове теснятся воспоминания о подлинной и мнимой вине перед близкими, мысли о деньгах, которые бездумно потратил, о времени, которое зря убил, об обещаниях, которые дал, но не выполнил, о надеждах, которых не оправдал. (39)Сердце жжёт нестерпимая тоска, руки сжимаются в отчаянии, лицо искажает гримаса боли, и оно принимает выражение, запечатлённое на гравюре «Блудный сын». (40)Её можно было бы назвать и «Раскаяние», и «Угрызение совести». (41)Чтобы так изобразить это состояние, нужно хоть однажды самому испытать чувство, о котором говорит Пушкин: (42)И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, Но строк печальных не смываю. (43)Когда я всматривался в гравюру «Блудный сын» и писал о ней, в душе ожило чувство вины и раскаяния за всё, чего я, по молодости лет не понимая, что времени не обратишь вспять, не сделал для своих близких, хотя, кажется, был неплохим сыном и братом. (По С. Львову) Основные проблемы: 1)проблема добра и зла (Что страшнее: добро, не сделанное вовремя, или зло, вовремя не исправленное?) 2)проблема отцов и детей (Почему дети покидают родителей и возвращаются к ним? Как относятся к этому родители?) 3)проблема вины и раскаяния за причинённое близким зло (Когда человек испытывает чувство вины и раскаяния по отношению к своим близким?) 4)проблема восприятия произведения искусства (Что может рассказать произведение искусства о своём авторе? О чём может заставить человека задуматься?) 5)проблема совести и ответственности человека за свои поступки (Чем в своих поступках должен руководствоваться человек?) 6)проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости (Как соотносятся бережное отношение к близким и одержимость творчеством у людей творческих профессий?)
Авторская позиция: 1)добро следует делать вовремя; добро, не сделанное вовремя, может обернуться злом; но страшнее не исправленное вовремя зло; 2)дети покидают родной дом, спеша как можно больше узнать о жизни, изведать в ней всё; дети часто возвращаются к родителям после перенесённых невзгод, и любящие родители принимают их с великой радостью, потому что каждый был сыном, прежде чем стать отцом; 3)строя собственную жизнь, человек иногда не щадит ни себя, ни своих родных, становясь жестоким, чувство раскаяния может прийти намного позже; 4)произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-разному; чувства и мысли, переданные в них, могут объяснить некоторые события собственной жизни и черты личности автора; искусство способно вызывать в душе зрителя чувства и мысли, сходные с теми, что испытывал автор, создавая своё произведение; 5)каждый человек несёт ответственность за свои поступки перед людьми и перед самим собой; своевременно должно совершаться добро и исправляться причинённое зло; 6)одержимый творчеством человек может не щадить никого - ни себя, ни близких, отдаляясь от них, бывает, навсегда | |
Просмотров: 5391 | |
Всего комментариев: 0 | |