Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Тексты для написания задания 27 с комментариями

Текст № 35 (по В.А. Захарову)

(1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с той барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за … горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение … индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

(9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием вестей от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

(13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

(18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди – это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряжённого усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы…(23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

(По В.Захарову)

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

 

 

Основные проблемы

Авторская позиция

  1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
  1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.
  1. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
  1. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.
  1. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
  1. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на  мир его глазами, нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.
Категория: Тексты для написания задания 27 с комментариями | Добавил: филолог (15.06.2014)
Просмотров: 4480 | Теги: с1, егэ по русскому языку | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: