Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Вариант 62 (по Бим-Баду)

                (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

                (2)Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать – как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

                (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

                (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

                (12)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация – только ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)Знание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)Знание нуждается в информации, но не сводится к ней – оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

                (15)Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение – это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание – это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо ещё мыслить правильно.

                (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учись удерживать вниманье долгих дум…».

                (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания – это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

                (26)И для некоторых людей это – удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая никого вокруг.

                (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

                (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

                                                                                                              (По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941) – академик РАО.

 

 

«Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А) ____ (предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б) ____ (например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как (В) _____ (предложение 16). Описывая процесс мышления, автор использует такой троп, как (Г) _____ («мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».

 

Список терминов:

 

  1. литота
  2. фразеологизм
  3. эпитет
  4. цитирование
  5. противопоставление
  6. восклицательное предложение
  7. парцелляция
  8. ряд однородных членов
  9. вопросно-ответная форма изложения
Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (07.08.2018)
Просмотров: 1140 | Теги: художественные средства, задание 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: