Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Художественные средства (вар.10-18)

Вариант 10

«Желая воссоздать глубинный психологический подтекст событий жизни героя, писатель использует разнообразные средства выразительности, в том числе такие тропы, как (А) ____ (в предложении 35) и (Б) ____ («зияющую пустоту» в предложении 17, «в одуряющем счастье» в предложении 23), а также приём – (В) ____ (в предложениях 27, 35). Особую роль в передаче внутреннего состояния человека писатель отводит лексическим средствам выразительности, среди которых (Г) ____ («остудью» в предложении 29, «мозжаще» в предложении 35)».  

 

Список терминов:

  1. антонимы
  2. метафора
  3. фразеологизм
  4. риторическое восклицание
  5. эпитет
  6. индивидуально-авторские слова
  7. противопоставление
  8. диалог
  9. цитирование

 

(16)Судьба моих друзей была трагична: Павлик и Ося погибли на фронтах Отечественной войны, Колька – в Освенциме. (17)Мы с Борисом, отвоевав, не смогли вновь наладить дружбу, слишком остро чувствуя рядом с собой зияющую пустоту.

(23)Помню, мы обнимались и целовались с незнакомыми людьми, орали, смеялись, плакали, пели песни, а мыслей не было, одно неохватное чувство, и не было скорби об ушедших, всё исчезло в одуряющем счастье.

(27)И скажу – это не выдумка, не литературный приём, а правда того единственного на всю жизнь переживания. (28)И так больше уж никогда не было. (29)Перестала кружиться хмелем радости голова, вера в то, что войны больше нет, прочно вошла в разум, сердце, тело, и с этой остудью явились все погибшие, и боль стала навсегда неотделима от радости, гордости.

(35)Для многих война – это уже история, но для тех, у кого она мозжаще засела в костях, застряла свинцом в теле, свинцом утрат в сердце и вечным отягощением рассудка и памяти, она никогда не станет прошлым.

 

Вариант 11

«Достоверно описывая особенности восприятия событий и чувства человека, который переживает военное время, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) ____ («на изуродованном песке» в предложении 6, «зловещий перелом» в предложении 19) и (Б) ____ (в предложении 40), а также синтаксическое средство – (В) ____ (в предложениях 41, 43). Ощущение бедствия передаётся и при помощи такого тропа, как (Г) ____ (в предложении 4)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. эпитет
  5. ряд однородных членов
  6. восклицательные предложения
  7. олицетворение
  8. диалог
  9. парцелляция

 

(4)Буря вырвала из её рук трясущуюся дверь и распахнула настежь.

 

(6)Множество тяжёлых следов, пробивших ледяную корку пляжа, виднелось на изуродованном песне.

 

(19)На вторую или третью ночь Ольга Ивановна вдруг почувствовала, что в ходе боя произошёл какой-то зловещий перелом: с гор по деревне ударили немецкие пулемёты, а затем ручные гранаты стали рваться в саду.

 

(40)В дверях он остановился, словно в последний раз в жизни желая посмотреть на мир, из которого уходил.

(41)Ольга Ивановна бросилась к нему, стала уговаривать остаться. (42)Она хотела его спасти.

(43)Она обещала спрятать его в погреб, выходить, вылечить, выкормить.

 

Вариант 12

«Описывая военные эпизоды, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) ____ (в предложении 14), (Б) ____ («туловище танка» в предложении 63), (В) ____ («более благодарной и более горячей аудитории» в предложении 58). Такое синтаксическое средство, как (Г) ____ (например, в предложениях 3,5,8,22,26), помогает воссоздать ход событий на передовой».

 

Список терминов:

  1. антонимы
  2. ирония
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. ряд однородных членов
  6. восклицательные предложения
  7. синтаксический параллелизм
  8. диалог
  9. эпитет

 

(3)Немцы построили на подступах к деревне длинный снежный вал и укрепились за ним.

(5)Когда кончилась артиллерийская подготовка, три танка, на ходу сбросив с себя наваленные на них ёлочки, выскочили с трёх сторон рощицы и, ныряя, помчались вперёд по снежному полю, блестевшему на солнце, как соляное озеро.

(8)Грубо вымазанные грязными белилами под цвет зимы танки сливались с окружающим пейзажем и скоро растворились в нём, пропали из глаз.

(14)Немцы яростно воевали с деревьями.

(22)Танк попятился ещё, остановился и на предельной скорости рванулся вперёд и снова ударился изо всех сил в снежную стену.

(26)Он снова отдохнул, затем набрал скорость и теперь, окружённый снежным вихрем и синим дымом, ворвался в пролом и исчез в нём.

(58)Я никогда не видел более благодарной и более горячей аудитории.

(63)Между двух ёлок просунулось грязно-белое туловище танка.

Вариант 13

«Писатель стремится запечатлеть воспоминания о школе, используя разнообразные средства выразительности, среди которых тропы, например (А) ____ («учителей к тебе приставляла судьба» в предложении 4, «весна человечества» в предложении 30, «чувство Победы» в предложении 32), (Б) ____ («заговорил с нами, как со взрослыми людьми» в предложении 17), (В) ____ («сократовский лоб» в предложении 23), а также приёмы, например (Г) ____ (предложения 20 и 21)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. лексический повтор
  6. противопоставление
  7. синтаксический параллелизм
  8. диалог
  9. парцелляция

 

 

(4)Учителей к тебе приставляла судьба разных; одних ты любил, других не очень.

(17)Борис Борисович Стах вошёл в нам в класс в офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном.

(20)На первом своём уроке новый учитель заговорил о войне. (21)И о весне.

(23)У него был глуховатый, откуда-то из груди выходящий наружу голос и какое-то особенное лицо, непохожее на лица других наших наставников: выбритые до синевы впалые щёки, невыпирающий, но заметный подбородок, с лощиной посередине; глаза серые, проницательные, малость печальные и незлые; надо всем лицом, составляя главную его часть, простирался высокий, как говорится, сократовский лоб.

(30)Как одно счастье находит другое, как они соединяются – и тогда наступает весна, не просто время года, а весна человечества.

(32)Борис Борисович нам объяснил, что значит чувство Победы.

 

Вариант 14

«Психологизм, образность, эмоциональность авторского стиля создают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы – (А) ____ («подспудное моё «я», угнетённое, заторможенное отроческой робостью, наконец нашло выход себе – в словах» в предложении 12, «душа моя затрепыхалась» в предложении 34) и (Б) ____ («безмерно счастливые, усталые и загорелые, пропылённые лица солдат, отрочески-ясноглазые улыбки лейтенантов» в предложении 41), приём – (В) ____ (предложения 37 и 38, предложения 42 и 43), а также синтаксическое средство – (Г) ____ (в предложениях 6, 15, 17)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. метафора
  4. риторическое обращение
  5. вставные конструкции
  6. вопросительные предложения
  7. парцелляция
  8. эпитет
  9. цитирование

 

(6)Я буду писать протокол, с несвойственным мне усердием занесу на бумагу – своими словами (это важно – своими!) – высказываемые кем-то суждения.

(12)Итак, я учусь писать, складывать одно слово с другим таким образом, чтобы подспудное моё «я», угнетённое, заторможенное отроческой робостью, наконец нашло выход себе – в словах.

(15)И – слово за слово – я начал писать мой дневник: вначале прожить день, как проживётся – кому-то солгать, перед кем-то струсить, кого-то обидеть, чего-то не сделать.

(17)И жёстко (но не больно) себя осудить.

(34)Но душа моя затрепыхалась.

(37)Вот отсюда, с этого места я вдруг увидел далеко на все стороны разбегающиеся приветные огоньки вдруг ожившего города. (38)И запомнил.

(41)Вот здесь, на этом проспекте, я видел, как шли через город наши войска весной 1945 года: безмерно счастливые, усталые и загорелые, пропылённые лица солдат, отрочески-ясноглазые улыбки лейтенантов. (42)На этой площади я праздновал праздник Победы, вбирал в себя гром салюта, всполохи ракет.(43)И каменный столп посередине площади, поставленный в честь другой победы, но всё равно – Победы.

Вариант 15

«Твёрдость жизненных установок отца рассказчика подчёркивает использованный писателем приём – (А) ____ (предложения 3 – 4). Эти жизненные принципы, отношение главного персонажа к ситуации и состояние его души помогает выразить такая форма речи, как (Б) ____ (предложения 40 – 44), а также троп – (В) ____ (в предложении 77). Ещё один троп – (Г) ____ (в предложении 11) – передаёт особенности восприятия природы рассказчиком».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. литота
  3. олицетворение
  4. фразеологизм
  5. развёрнутая метафора
  6. парцелляция
  7. анафора
  8. цитирование
  9. диалог

 

 

(3)Так было до войны. (4)Так было и после войны, после четырёх сокрушительных лет, которые, казалось бы, должны были выветрить все наши довоенные привычки.

 

(11)Дубки задорно зеленели, крепко держась за склон своими тонкими стволами, отливавшими лёгким фиолетовым цветом.

(40) – Чтобы я вас больше здесь не видел! – перешёл на вы отец, но голос его по-прежнему не предвещал ничего хорошего.

(41) – Это почему? – вскинулся кородёр.

(42) – Потому что вы грабитель.

(43) – Что я граблю, что? – закричал тот.

(44) – Природу, – сказал отец.

(58)Идите, – отец надвинулся на него.

(77)Я чувствовал, что в нём трепещет всё то, что осталось там, на войне, и что вот сейчас, в этот момент, соединилось коротким замыканием с этой нашей, майски шелестящей рощицей.

Вариант 16

«В речи рассказчика часто встречается приём, который позволяет ему подчеркнуть наиболее важные моменты своего повествования, – (А) ____ (предложения 2 – 3, 8 – 9, 22 – 23, 31 – 32). М.Л.Ростропович помнит каждого, кто поддерживал его на нелёгком жизненном пути. Об этом свидетельствует использование такого синтаксического средства, как (Б) ____ (в предложениях 31, 48). Это синтаксическое средство в предложениях 18, 19, а также такой троп, как (В) ____ (в предложениях 13, 15), и приём (Г) ____ (в предложениях 20) – рассказчик использует, чтобы подчеркнуть уникальность музыкального дара своего отца».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. метонимия
  4. фразеологизм
  5. ряд однородных членов
  6. парцелляция
  7. анафора
  8. диалог
  9. цитирование

 

(2)Я в долгу перед Россией. (3)Хоть я и родился в Баку, где мои родители жили пару лет.

(8)Мой отец был великим виолончелистом. (9)Без преувеличения.

(13)Чтобы я имел представление о музыкальной литературе, отец покупал ноты и, едва принеся домой, играл мне с листа Рахманинова, Чайковского, и это уже во время эвакуации!

(15)Как пианист он играл всего Шопена.

(20)Он и с Собиновым выступал, знал Шаляпина, у меня хранится соната Рахманинова с надписью отцу, есть письмо Глазунова из Парижа, в котором он пишет отцу: «Никогда не забуду ваше блистательное исполнение моей любимой сонаты Шопена для виолончели».

(22)Он и в Москву-то переехал из-за меня, чтобы я мог учиться здесь у лучших учителей. (13)Хотя лучшего, чем он, учителя я не знаю.

(31)Там были Ольга Николаевна Головина, солистка, Изя Рубаненко, пианист, аккомпаниатор, Борис Осипович Гефт, тенор, мой опекун в дальнейшем. (32)И я.

(48)Вот эти пять артистов, мой отец и масса других людей, согревавших меня каждый по-своему, – это и есть моя страна, и я ей должен до сих пор.

Вариант 17

«Стремясь выразить своё несогласие с представлением о личности выдающегося музыканта Мстислава Ростроповича, В.Б. Чернов использует такой троп, как (А) ____ (предложение 11), и синтаксическое средство – (Б) ____ (предложение 13). Определяя масштаб личности Ростроповича, оценивая его человеческие качества, автор использует разнообразные средства выразительности, в том числе приём – (В) ____ (предложения 36 – 38) и троп (Г) _____ (в предложении 43)».

 

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. сравнение
  3. антонимы
  4. синонимы
  5. ирония
  6. риторическое восклицание
  7. риторический вопрос
  8. противопоставление
  9. цитирование

 

(6)Солженицын писал Ростроповичу: «Я восхищаюсь твоим музыкальным гением. (7)Но одновременно и тревожусь, каким ты останешься в русской истории и в памяти потомков. (8)Искусство для искусства вообще существовать может, да только не в русской это традиции. (9)На Руси такое искусство не оставляет благодарной памяти. (10)Уж так у нас повелось, что мы от своих гением требуем участи я в народном горе».

(11)Значит, в народном горе не участвовал Ростропович. (12)У него, правда, собственного горя было вот по сих пор. (13)Но можно ли считать в общенародном горе беды подростка, который в военные и послевоенные годы содержал семью, голодавшую после смерти отца?

(36)Никто из них и не явился. (37)И вдруг откуда-то образовался Ростопович. (38)Один за всех. (39)Гений, не умеющий правильно себя вести, поступающий по толчку сердца.

(43)И, как таран, прошёл и таможню, и оцепление и явился.

Вариант 18

«Повествуя об учителе математики – фронтовике Николае Ивановиче Иголкине, рассказчик использует такую форму речи, как (А) ____ (предложения 62 – 63). Свои чувства рассказчик выражает, используя лексическое средство – (Б) ____ («не по себе» в предложении 72, «раз и навсегда» в предложении 80). Яркость, образность речи влюблённого в свой предмет учителя создают приём – (В) ____ (предложения 10 – 11), троп – (Г) ____ («волшебные сочетания сил и элементов», «чудесные соотношения атомов» в предложении 16, «красивые и ясные решения» в предложении 20) и другие выразительные языковые средства»

 

Список терминов:

  1. эпитет
  2. метафора
  3. сравнение
  4. фразеологизм
  5. парцелляция
  6. восклицательное предложение
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалог
  9. цитирование

 

(9)Мы будем с вами изучать математику! (10)Вы знаете, что это за наука? (11)Нет, вы не знаете, какая это наука! (12)Математика – это наука о строении Вселенной!

(16)Волшебные сочетания сил и элементов, порядок и стройность в движении электронов и небесных светил, чудесные соотношения атомов, которые составляют материю, – всё это математика.

(20)Я буду учить вас находить красивые и ясные решения, прозрачные, как небо!

 

(62) – Поедем мы с тобой на рыбалку, непременно поедем, вот погоди, у меня в школе работы поубавится.

(63) – Ничего не поубавится!

(72)И мне стало не по себе.

(80)Пусть и не слишком много скверны накопилось к тому времени в наших душах, но избавиться хотелось решительно, полностью, раз и навсегда.

 

 

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (05.08.2019)
Просмотров: 2550 | Теги: егэ по русскому языку, художественные средства, задание 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: