Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Художественные средства (вар.19 - 28)

Вариант 19

«Ощущения, которые испытывает на войне человек, оказавшийся беззащитным перед губительной силой металла, рассказчик передаёт с помощью тропа (А) ____ («как могила» в предложении 6, «как мышеловка» в предложении 36). Противоестественность и враждебность человеку происходящего подчёркивают приём – (Б) ____ (предложения 16 – 17), синтаксическое средство – (В) ____ (предложения 25, 31), а также троп – (Г) ____ (предложения 26 – 30)»

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. ирония
  3. фразеологизм
  4. развёрнутая метафора
  5. парцелляция
  6. противопоставление
  7. синтаксический параллелизм
  8. ряд однородных членов
  9. риторический вопрос

 

(16)Спокойное ясное небо голубело в самой вышине. (17)А земля загудела и забилась дрожью, отзываясь на неумолчный глухой вой и рокот.

 

(25)Какое это имело значение, когда каждую секунду от нас могло ничего не остаться? (26)Человечество исчезло. (27)Человечество и мир ограничивались четырьмя могильными стенками, покрытыми полужидкой слизью, лужей воды под животом, тремя скрюченными телами, в которых пока ещё теплилась жизнь, и этими сапогами у самых глаз. (28)Подошвы сапог придвигались всё ближе и ближе и разрастались до гигантских размеров. (29)Они поглощали всё остальное. (30)Былые детские мечты о счастливом будущем, искания правды в служении прекрасному, высокомерные юношеские планы покорения вселенной путём создания прекрасных произведений искусства – всё, чем когда-то была заполнена моя недолгая жизнь, сплющивалось, сжималось до степени конспектов и полностью умещалось на поверхности этих подошв, подбитых железными подковками и облепленных жёлтой глиной. (31)Да и не были ли они последним, что мне суждено видеть на этом свете, – торчащие перед глазами подкованные подошвы?

 

 

 

Вариант 20

«Виктор Сергеевич Розов, рассуждая о вопросах, которые волнуют его, приглашает к разговору и читателя при помощи такого приёма, как (А) ____ (предложения 64 – 65, 69 – 70). Речь автора полемична и эмоциональна, что подчёркивают синтаксические средства, среди которых (Б) ____ (предложения 7, 24, 75). Особенности авторского восприятия помогают передать тропы: (В) ____ (предложение 2) и (Г) ____ (предложение 80)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. вопросно-ответная форма изложения
  3. метафора
  4. риторическое обращение
  5. вопросительные предложения
  6. восклицательные предложения
  7. книжные слова
  8. лексический повтор
  9. цитирование

 

(1)Погружаюсь в детство. (2)Как будто опускаюсь на дно океана, где лежат затонувшие корабли.

(6)Я засыпаю в своей кровати, а у стола взрослые вполголоса говорят о каких-то неведомых мне делах… (7)Хорошо!

(24)Школа: что поделаешь, учителей надо слушать и слушаться!

(64)Существует ли сейчас непереходимый разрыв между поколениями? (65)Говорят, существует. (66)Допустим на мгновение, что это правда. (67)Давайте начнём всё сначала. (68)Пусть придёт на землю сразу новое поколение, не унаследовавшее ничего, не имеющее предшественников. (69)Что произойдёт? (70)Наступит полоса дикости.

(74)Молодёжь получает в свои руки бесценные дары, добытые трудами, подвигами поколений. (75)Отрицать это, право, грешно!

(80)Мир взрослых – интереснейший мир, где немало и чистоты, и высокого подвига, и любви, и благородства.

 

 

Вариант 21

«Представляя читателю новое понятие, Е.Л.Вартанова использует разнообразные лексические средства, в том числе (А) ____ («гаждет» в предложении 1, «смартфон» в предложениях 14, 15). Синтаксические средства выразительности: (Б) ____ (предложения 15, 16) и (В) ____ (в предложениях 1, 11, 13,29), а также ещё одно лексическое средство – (Г) ____ («усиливаться» – «снижаться» в предложении 28) – помогают автору привлечь читателей к процессу размышления и точно и развёрнуто выразить свои мысли».

 

Список терминов:

  1. заимствованные слова
  2. контекстные антонимы
  3. фразеологизм
  4. эпитеты
  5. ряд однородных членов
  6. восклицательные предложения
  7. риторическое обращение
  8. вопросительные предложения
  9. диалектизмы

 

(1)Мы все носим в себе маленькую частичку «человека медийного»: не можем без телефонов, компьютеров, телевизоров – словом, цифровых гаджетов, и, главное, мы не можем жить без самой информации.

(11)И уже в последние годы учёные всё чаще начали фиксировать возрастающую зависимость мира идей от процессов развития информационно-коммуникационных технологий, от медийной среды.

(13)Говоря о «человеке медийном», мы подразумеваем связь человека со всем медиапространством, включающим как традиционные формы СМИ в виде газет, журналов, телевидения, так и новые платформы доступа к новым цифровым средам. (14)В этом отношении смартфон – только одна из возможных платформ распространения информации. (15)Если человека оторвать от смартфона, сможет ли он через два дня ощущать себя нормальным человеком? (16)Но можно поставить вопрос и несколько иначе: сможет ли он потерять за эти два дня свою зависимость от медийной среды?

(28)Познавательные способности человека могут как усиливаться, так и снижаться, ведь от традиционной линейной грамотности мы уходим в сторону грамотности визуальной. (29)Фактически идеальный человек медийный – этот тот, кто справляется с вызовами технологической революции и в области доставки информации, и в области преодоления информационной избыточности.

 

Вариант 22

«Показывая читателям Уральские горы глазами местного жителя Сохача, передавая особенности мировосприятия персонажа, автор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства, среди которых тропы: (А) ____ («горы задумывались» в предложении 12; «горы разговаривают между собой» в предложении 13), (Б) ____ («буйная молодая гроза» в предложении 13, «громадная и чудная тайна» «изумительным ароматом» в предложении 20, «восторженным чувством» в предложении 24), приём – (В) ___ (предложения 17 – 18, 21 – 23), синтаксическое средство – (Г) ____ (в предложениях 18,20) ».

 

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. антонимы
  3. олицетворение
  4. ряд однородных членов
  5. анафора
  6. восклицательные предложения
  7. парцелляция
  8. ирония
  9. литота

(12)Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пёстрым зелёным нарядом. (13)Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы.

(17)Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил направо и налево? (18)Разве эта молодость не жила тысячами голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем?

(20)Везде творилась какая-то громадная и чудная тайна, везде вершилась какая-то великая правда жизни, и везде было непрерывавшееся чудо, окрылённое облаками, глядевшее тысячами глаз-звёзд, переливавшееся мерцанием летних зарниц. (21)Разве травы не шептались между собой? (22)Разве вода не разговаривала бесконечной волной? (23)Разве по ночам не засыпало всё: и горы, и вода, и лес?

 

Вариант 23

«Текст наполнен разнообразными лексическими средствами выразительности, среди которых (А)____ («клеть», «поветь» в предложении 10; «за губами» в предложениях 39,40) и (Б) ____ («поставить крест» в предложениях 14, 15), помогающими автору воссоздать обстановку. Оценку своему поведению рассказчик даёт с помощью такого тропа, как (В) ____ («как сыч» в предложении 20). Синтаксическое средство – (Г) ____ (в предложениях 55, 56) – помогает писателю полнее передать чувства, испытываемые героиней».

 

Список терминов:

  1. эпитет
  2. сравнение
  3. фразеологизм
  4. диалектизмы
  5. ряды однородных членов
  6. синонимы
  7. антонимы
  8. олицетворение
  9. восклицательные предложения

 

(10)Были сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину.

(14)Теперь, с приездом старой хозяйки, на этих разгулах по дому надо поставить крест – это было мне ясно. (15)И на моих музейных занятиях – так я называл собирание старой крестьянской утвари и посуды, разбросанной по всему дому, – тоже придётся поставить крест.

(20)И вот я сидел, как сыч, в лодке и ждал.

(38) – А где же Милентьевна?

(39) – Мама, известно, за губами ушла.

(40) – За губами! (41)Милентьевна за грибами ушла?

(41) – А чего? (43)Ещё пяти не было, как ушла.

 

(55)Сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах… (56)Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе, и людям, что он не зря на этом свете живёт.

 

 

Вариант 24

«Один из приёмов, которые использует Е.М.Богат, – цитирование, способствующее более определённой постановке проблем. Этому же служит и синтаксическое средство выразительности – (А) ____ (предложение 1,2) и приём – (Б) ____ (предложения 13 – 14, 21 – 23). Ещё одно синтаксическое средство выразительности – (В) ____ (предложения 27,32) и приём – (Г) ____ («творец» в предложениях 30 – 32) подчёркивают авторскую убеждённость».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. вопросительные предложения
  5. ряд однородных членов
  6. восклицательные предложения
  7. лексический повтор
  8. цитирование
  9. вопросно-ответная форма изложения

 

(1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек?

(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым.

(21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным.

(27)Если личность – то непременно творческая!

(30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, – творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, – творец, несомненно!

 

Вариант 25

«Речь автора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами выразительности, среди которых синтаксическое средство – (А) ____ (предложение 5), приём – (Б) ____ (в предложении 13, предложения 20 – 21); тропы: (В) ____ («душа семьи» в предложении 4) и (Г) ____ («как спасение» в предложении 51».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. литота
  3. эпитет
  4. риторический вопрос
  5. противопоставление
  6. вводные слова
  7. гипербола
  8. метафора
  9. цитирование

 

(4)Мы въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница – бабушка Серафима Ивановна – осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё?

(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла.

(20)Самолёты летают низко и поливают беженцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.

(51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно.

 

 

Вариант 26

«Среди использованных автором средств выразительности приёмы: (А) ____ («воевали» в предложениях 13 и 14; «чудом» в предложениях 23 и 24) и (Б) ____ (предложения 49 и 50), лексическое средство – (В) ____ («до гробовой доски» в предложении 47), троп – (Г) ____ (предложение 80)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. метафора
  3. лексический повтор
  4. противопоставление
  5. фразеологизм
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. литота
  8. диалог
  9. эпитет

 

(13)Здесь, оказывается, тоже воевали. (14)Воевали, когда нас с тобой ещё не было на свете.

(23)Осторожно шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. (24)Чудом, как в сказке.

 

(47)Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено благодарить. (48)Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. (49)Если обычным временем считать, – скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. (50)А если прожитым мерить – силой затраченной, напряжением, – на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

(80)Родина ведь не с каналов начинается. (81)Совсем не оттуда. (82)А мы её защищали. 

 

Вариант 27

«Яркость и образность речи создают использованные публицистом разнообразные средства выразительности, в том числе троп – (А) ____ (предложения 24 – 27). Выразить свои мысли более точно автору помогает лексическое средство выразительности – (Б) ____ («реальными» и «невымышленными» в предложении 10, «о спасении», «о сохранении» в предложении 38), а также приёмы: (В) ____ (предложения 31 – 32) и (Г) ____ («это имеет отношение к каким-то большим событиям, к жизни мира, к судьбе человечества» в предложении 37)».

 

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. развёрнутая метафора
  3. градация
  4. риторическое обращение
  5. ряд однородных членов
  6. фразеологизмы
  7. синонимы
  8. парцелляция
  9. антонимы

(10)Медсестра была, мягко выражаясь, не права, когда, находясь один на один с совершенно реальными, невымышленными страданиями, постепенно стала утрачивать острое восприятие их, разучилась видеть людей, которые ждут от неё помощи. (38)На совещаниях говорят, в сущности, о больших вещах: о спасении морей и океанов, о сохранении лесов, о воспитании детей.

(24) «Зерно искусства» упало в чернозём повседневности. (25)Такие зёрна могут давать всходы только тогда, когда они падают в более или менее вспаханную почву. (26)А вспахивает её вся наша жизнь, её этические законы. (27)И надо помнить о том, что бывают «залежные земли» в человеческой душе, но целинных земель не бывает, потому что тысячелетия культуры, тысячелетия работы человеческой мысли и человеческой души отразились на каждом из нас.

(31)Интересно, что освобождение пришло от искусства, и пришло оно совершенно неожиданно. (32)От Шекспира.

(37)Она ощутила одну великую особенность Шекспира: что бы люди ни делали в его произведениях, о чём бы ни говорили, чем бы ни занимались, – это имеет отношение к каким-то большим событиям, к жизни мира, к судьбе человечества.

 

Вариант 28

«Подчёркивая неразрывную связь деревни с жизнью природы, В.Г.Распутин использует такой приём, как (А) ___ (предложения 2 – 3), и троп – (Б) ____ («много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня» в предложении 4). При создании образа обречённой на затопление деревни, автор использует троп – (В) ____ («как подрубленное дерево» в предложении 8) и лексическое средство – (Г) ____ («худо-бедно» в предложении 19, «и дело с концом в предложении 28)».

 

Список терминов:

  1. метафора
  2. неологизмы
  3. сравнение
  4. антонимы
  5. парцелляция
  6. диалектизмы
  7. анафора
  8. фразеологизм
  9. противопоставление

(2)Опять с грохотом и страстью пронесло лёд, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождено открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. (3)Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по стрелке на две стороны. (4)Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня.

(8)А уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода.

(19)Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега.

(28)Где-то на правом берегу строился уже новый посёлок, а старые деревенские дома решено было, чтобы не возиться с хламьём, пустить под огонь – и дело с концом.  

 

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (05.08.2019)
Просмотров: 3434 | Теги: задание 26, художественные средства, егэ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: