Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Художественные средства (вар.1 - 9)

Вариант 1

«В человеческих характерах Д.Н.Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение Николая Матвеевича. Рассказывая о нём, писатель использует такие тропы, как (А)____ («чувство природы» в предложении 4) и (Б) ____ («как своих воспитанников» в предложении 12). Описать особенности свойственного персонажу восприятия природы автору помогает ещё один троп – (В) ____ («неиссякаемой красотой» в предложении 29, «в красиво-торжественном покое» в предложении 36, «сладостное умиление» в предложении 38). Синтаксическое средство – (Г) ____ (в предложениях 30, 34, 35) – помогает читателю увидеть природу глазами Николая Матвеевича».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. ряды однородных членов
  6. восклицательные предложения
  7. синтаксический параллелизм
  8. диалог
  9. эпитет

 

 

(4)Самое главное, что привлекало нас в нём, было необыкновенно развитое чувство природы.

(12)Он заходил навестить их, как своих воспитанников, и торжествующе любовался.

(29)Жизнь природы в совокупности всех её проявлений в глазах Николая Матвеевича была проникнута неиссякаемой красотой.

(30)И любой камень, и каждая травка, и маленький горный ключик, и каждое дерево – всё красиво по-своему.

(32)А мхи, папоротники, цветы – что может быть красивее?

(34)И дождь, и снег, и солнце, и ветер, и холод – всё выполняет свою указанную работу.

(35)Осенние ночи и осенние ливни нехороши только в селениях, а в лесу и в них есть своя прелесть и своя глубокая поэзия.

(36)Но больше всего Николай Матвеевич любил суровую северную зиму, когда вся природа засыпала в красиво-торжественном покое.

(38)Горная текучая вода, разносившая кругом жизнь и движение, приводила Николая Матвеевича в какое-то сладостное умиление.

 

 

Вариант 2

«В рассказе В.М. Шукшина комическое соединяется с драматическим, обыденное – с героическим, лирическое – с философским. Всё это проявляется в образе героя рассказа, созданном автором при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых такая форма речи, как (А) ____ (предложения 56 – 58), лексическое средство – (Б) ____ («умаялся» в предложении 3, «перед людями» в предложении 68), тропы: (В) ____ («человеческий механизм сработал точно» в предложении 37) и (Г) ____ (в предложении 69)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. монолог
  6. эпитет
  7. ирония
  8. диалог
  9. просторечная лексика

 

 

(56) – Вы будете товарищ Колокольников?

(57) – Я, – ответил Пашка и попытался привстать.

(58) – Я из городской молодёжной газеты.

 

(3)Пашка, пока доехал до хранилища, порядком умаялся.

(68)Я боюсь, вы напишете, а мне стыдно будет перед людями.

(69) «Вон, – скажут, – герой пошёл!»

 

(37)Не помнил Пашка, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартёр, «воткнул» скорость – человеческий механизм сработал точно.

 

Вариант 3

«Художественные особенности военной прозы К.Д.Симонова определяются стремлением писателя рассказать о военном времени через изображение мужества, человечности и невиданной стойкости человека на войне. Лексическое средство – (А) ____ («тогда» – «сейчас» в предложении 23, «возникнувшее» – «исчезнувшее» в предложении 33) – помогает достоверно воссоздать будни войны. Внутреннее состояние человека автор передаёт, используя приём – (Б) ____ («только тот» в предложении 16, «сидело в памяти» в предложениях 33 и 35) и такие тропы, как (В) ____ («воспоминания не только закаляли, но и ранили душу» в предложении 32, «чувства победы» в предложении 35) и (Г) ____ («с безмолвным криком» в предложении 33)».

 

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. лексический повтор
  3. фразеологизм
  4. оксюморон
  5. метафора
  6. сравнение
  7. синонимы
  8. антонимы
  9. цитирование

 

(16)Только тот, кто был унижен и оскорблён отступлениями и окружениями, только тот, кто, облив последними крохами бензина свой последний танк и оставив за собой щемящий душу прощальный чёрный столб дыма, повесив на шею автомат, неделями шёл через леса, вдоль дорог, по которым гремели на восток немецкие танки, – только тот мог до конца понять Климовича. 

 

(23)Тогда, в июне, они и думать не думали, что такое когда-нибудь будет, а сейчас, в декабре, всё-таки пришлось научиться.

(32)И даже такие воспоминания, как сегодняшнее утро и немцы, бегущие перед танком и оборачивающиеся на бегу, чтобы увидеть, близко ли за спиной смерть, – даже эти воспоминания не только закаляли, но и ранили душу. 

(33)Потому что всё-таки сидело в памяти это мгновенно возникшее перед танком и так же мгновенно исчезнувшее человеческое лицо с его безмолвным криком: «Не надо!.. (34)Боюсь!..» (35)Сидело в памяти, не уходило, тоже было частью того чувства победы, которым жил Климович.  

Вариант 4

«Рассказывая о судьбах Полыхаевых, писатель использует различные средства выразительности, среди которых тропы: (А) ____ («воздух сдавил ей сердце» в предложении 57) и (Б) ____ («грозное время» в предложении 57), лексическое средство – (В) ____ («со спокойной душой» в предложении 78), а также приём – (Г) ____ («приехал» в предложениях 76 и 77)».

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. эпитет
  5. метафора
  6. разговорная лексика
  7. парцелляция
  8. диалог
  9. лексический повтор

 

 

(57)Вспомнив сейчас то грозное время, бабушка снова почувствовала едкий запах гари, снова горячий воздух сдавил ей сердце, и она опять обмерла, как тогда, на развалинах.

(76) – И вот ты приехал, Петенька, наконец-то приехал. (77)Я даже всё ещё не верю, что ты приехал. (78)Теперь мы с дедушкой будем жить со спокойной душой.

 

 

 

Вариант 5

«Подчёркивая достоверность рассказа, автор не пересказывает то, что услышал от участника событий, а на протяжении всего текста использует приём – (А) ____(например, в предложениях 16 – 17) , а в предложении 11 – лексическое средство – (Б) ____. Ещё один приём – (В) ____ (предложения 22 – 23) и синтаксическое средство – (Г) ____ (предложение 53) – помогают рассказчику передать свои чувства и способствуют пониманию мотивов его поступков».

 

Список терминов:

1. сравнение

2. контекстные антонимы

3. контекстные синонимы

4. риторическое восклицание

5. вопросно-ответная форма изложения

6. фразеологизм

7. восклицательное предложение

8. анафора

9. цитирование

 

 

(11)Легенда оказалась правдой!

 

(15)Приводим запись его рассказа». (16) «Отгремели бои с Юденичем. (17)Нашу бригаду перебросили на границу, и штаб разместился в Святогорском монастыре, вблизи Михайловского».

 

(22)С чем можно сравнить чувство, охватившее меня? (23)Так остолбенеешь вдруг, встретив в самом неожиданном месте старого, давно забытого друга.

 

(53)Какой это был праздник для всех нас!

 

 

 

Вариант 6

«Создавая образы персонажей рассказа, А.П.Чехов для их характеристики использует такую форму речи, как (А) ____ (предложения 8 – 10). Об отношении провинциалки к высказываниям барона, о чувствах, которые она испытывает, А.П. Чехов даёт представление читателю, используя разнообразные средства выразительности, в том числе синтаксические: (Б) ____ (предложения 69,70) и (В) ____ (в предложении 72). Авторское отношение к барону и кузинам Марфуши обнаруживает троп – (Г) ____ (например, в предложениях 64 – 68)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. восклицательное предложение
  5. ирония
  6. ряд однородных членов
  7. диалог
  8. анафора
  9. цитирование

 

 

(8) – Сколько получает жалованья ваш Порфирий?

(9) – Кажется, сорок в месяц.

(10) – Неужели?!

 

 

(64) – А вы читали «Обломова»? – спросила Зина. (65) – Там автор против крепостного права!

(66) – Верно… (67)Но ведь и я же против крепостного права! (68)Так и про меня кричать?

(69) – Попросите его, чтоб он замолчал! (70)Ради бога! – шепнула Марфуша Зине.

(71)Зина удивлённо поглядела на наивную, робкую девочку. (72)Глаза провинциалки беспокойно бегали с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение.

Вариант 7

«Описывая природу своего детства и противопоставляя этим пейзажам картины настоящего, В.Б. Чернов использует такие тропы, как (А) ____ (в предложениях 13, 38, 57) и (Б) ____ («вода была слаще молока» в предложении 9 и «как плесень» в предложении 58), а также приём – (В) ____ («и так густо росли стебли, и так высоко поднимались они» в предложении 4;  «так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето» в предложении 5; предложения 61 – 62). Свои горькие размышления автор облекает в форму такого выразительного синтаксического средства, как (Г) ____ (предложения 18 – 21)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. антонимы
  3. фразеологизм
  4. олицетворение
  5. ряд однородных членов
  6. риторический вопрос
  7. эпифора
  8. вопросно-ответная форма изложения
  9. синтаксический параллелизм

 

(4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето.

(9)Замшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.

(13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли берёзки вокруг школы, безмятежно взирая вокруг.

(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки?

(38)Завод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в реку уже текли первые его отходы.

(57)Модные деревья зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства. (58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух. (59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61)И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок.

Вариант 8

«Рассуждая о процессах, происходящих в языке и в обществе, Е.Г.Водолазкин использует приём – (А) ____ (в предложении 34) и синтаксические средства: (Б) ____(в предложениях 3, 11) и (В) ____ (в предложениях 1, 23, 27). Авторское отношение к существующему в обществе положению обнаруживает использование разнообразных средств выразительности, в том числе такого тропа, как (Г) ____ (в предложении 33)».

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. фразеологизм
  4. ирония
  5. ряд однородных членов
  6. вводные конструкции
  7. анафора
  8. диалог
  9. цитирование

 

(1)Слово как человек: оно имеет свою историю и не всегда было таким, каким мы его знаем сейчас. (2)Слово «успех» в древности имело три основных значения. (3)Первым, и, безусловно, самым важным, было значение «польза», причём часто имелась в виду польза духовная.

(11) «Положительный результат» может быть достигнут и в совсем, так сказать, неположительном деле, так что с точки зрения пользы этот результат окажется самым что ни на есть отрицательным.

(23)Созидание персонального в человеке сделало личность тоньше, открыло новые горизонты для движения.

(27)Человечество разделилось на две неравноценные категории: людей успешных и успеха не достигших.

(32)Люди, которые не достигли «успеха», нужны, и о них заботятся, потому что неудачливость неудачливых обеспечивает успех успешных.

(33)Потому что неохваченные могут сбежать и примкнуть, чего доброго, к системе ценностей, основанной на идеях нравственности и пользы.

(34)А этих ценностей на всех хватит, в то время как пряников, по словам незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы, конечно же, «всегда не хватает на всех».

Вариант 9

«Описывая тяготы и смертельные опасности, которые несёт война людям, и жизнь, ход которой не нарушен войной, И.Ф.Смольников использует приём – (А) ____ (предложения 25 – 27). Тяжёлое положение людей, вынужденных спасать своих детей от военных действий, автор описывает, используя синтаксическое средство – (Б) ____ (в предложениях 4, 25, 26) и приём – (В) ____ («хотелось» в предложении 5, «уходили» в предложениях 25 – 26). Отчаяние женщин, оказавшихся с детьми на руках без крова, помогает передать такая форма речи, как (Г) ____ (предложения 14 – 18)».  

 

Список терминов:

  1. сравнение
  2. ряд однородных членов
  3. фразеологизм
  4. эпитет
  5. метафора
  6. лексический повтор
  7. противопоставление
  8. диалог
  9. цитирование

 

(4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (5)Хотелось пить, хотелось в тень.

(14) – Не пускают? – упавшим голосом спросила мама. (15) – Ты скажи, мы только на одну ночь.

(16) – Я говорила.

(17) – У нас ведь дети.

(18) – Я говорила, – сказала тётушка и заплакала.

(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти.

 


 

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (05.08.2019)
Просмотров: 2004 | Теги: егэ по русскому языку, художественные средства, задание 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: