Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Художественные средства (вар.29 - 38)

Вариант 29

«Передать своё особое отношение к герою автору помогают приёмы: (А) ____ (предложения 4 – 7) и (Б) ____ («разным» в предложении 8), а также троп – (В) ____ («неутомимого и неунывающего» в предложении 4, «задумчивого и светлого» в предложении 6). Размышления писателя выражены с помощью такого синтаксического средства, как (Г) ____ (предложения 10 – 13)».

 

Список терминов:

  1. литота
  2. эпитет
  3. метафора
  4. риторическое восклицание
  5. вопросительные предложения
  6. сравнение
  7. синтаксический параллелизм
  8. олицетворение
  9. лексический повтор

 

(3)Я ищу Егора. (4)Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. (5)Я встречаю его в осенней мокряди – серьёзного и взъерошенного. (6)Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. (7)Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. (8)И всегда поражаюсь, каким же он может быть разным – разным для людей и разным для себя. (9)И разной была его жизнь – жизнь для себя и жизнь для людей. (10)А может быть, все жизни разные? (11)Разные для себя и разные для людей? (12)Только всегда ли есть сумма в этих разностях? (13)Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своём существе?

 

Вариант 30

«Воссоздавая в памяти самые горькие моменты детства, передавая свои ощущения от происходящего, автор использует лексическое средство выразительности – (А) ____ («заголосить – зарыдать – заплакать» в предложении 22, «устремиться – рвануться» в предложениях 17, 18), тропы: (Б) ____ («безысходная тоска» в предложении 44), (В) ____ (в предложениях 45, 48). Синтаксическое средство – (Г) ____ (предложения 24,30) – помогает автору передать глубокое сожаление по поводу утраты писем отца».

 

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. эпитет
  3. антонимы
  4. диалектизмы
  5. вводные слова
  6. синонимы
  7. восклицательные предложения
  8. метафоры
  9. вопросно-ответная форма изложения

 

(17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом.

(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка тоже заплакал.  

(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фронта!

(30)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к этим письмам!

(44)И вот тогда на меня накатила такая безысходная тоска, что я всю дорогу бежал и рыдал. (45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек.

(48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась.

 

Вариант 31

«Внутреннее состояние участников шахматного сражения автор передаёт при помощи разнообразных средств выразительности. Так, например, волнение персонажей передают синтаксические средства: (А) ____ (предложение 22), (Б) ____ (в предложении 24). Напряжение одноклассников Толи, следящих за игрой, подчёркивается при помощи такого лексического средства, как (В) ____ («победа или поражение» в предложении 26) Отношение Толи к честно проведённой шахматной партии выражено при помощи такого тропа, как (Г) ____ («в широчайшей улыбке» в предложении 52)».

 

Список терминов:

  1. восклицательное предложение
  2. сравнение
  3. ряд однородных членов
  4. фразеологизм
  5. диалог
  6. противопоставление
  7. метафоры
  8. эпитет
  9. антонимы

(22)Мне казалось, что все симпатии на стороне Толи, все желают ему удачи, а это много значит – отношение окружающих!

 

(24)Сдвинув брови, плотно сжав губы, мой противник изучал доску.

 

(26)Он так переживал каждый Толин ход, словно это его, а не Толю ожидали победа или поражение.

 

(52)Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке.

 

Вариант 32

«Описывая красоту природы и свои чувства при её восприятии, автор использует различные тропы, в том числе (А) ____ («с восторженной радостью» в предложении 11, «с их густой изумрудной прелестью» в предложении 12), а также лексическое средство – (Б) ____ («с замиранием сердца» в предложении 13). Привлекая читателей к размышлениям, автор использует такой приём, как (В) ____ (предложения 39 – 41). Другой приём – (Г) ____ («болит» в предложении 37, «берегите» в предложении 43) – помогает Б.Колесову передать свои переживания и стремление оградить природу от бездушного к ней отношения».

 

Список терминов:

  1. эпитет
  2. метафора
  3. антонимы
  4. литота
  5. род однородных членов
  6. лексический повтор
  7. синонимы
  8. фразеологизм
  9. вопросно-ответная форма изложения

(1))Летом я не раз ходил мимо тех ёлочек за три километра в соседнее село. (11)И всегда встречал их на дороге – пообочь тропки – с такой восторженной радостью, словно ничего не видел на земле более прекрасного! (12)А может, и вправду не видел такого, чтоб вровень с их густой изумрудной прелестью. (13)Сейчас мне уже под семьдесят, но всегда с замиранием сердца вспоминаю те ёлочки.

(39)Кто на них, бедных, наступает в наши времена? (40)Зачастую дикие заготовители стремятся срубить дерево крупное и сильное, чтобы взять от него пышную верхушку. (41)Кроме того, в больших посадках, где способную охрану не поставишь, полным ходом идёт заготовка дров. (42)Может, найдётся такие, что станут мне возражать, но откуда тогда в молодых лесах столько безобразных пней, а? (43)Берегите чудо природы, берегите красавиц, особенно в предновогодние дни. (44)Молодые ёлочки – они ведь для всего и для всех.

 

Вариант 33

«Рассуждая о величии творческого наследия А.С.Пушкина, автор использует такой троп, как (А) ____ (в предложениях 4,6,20). Своё представление о воздействии произведений гениального поэта на читателей, о восприятии ими великих истин А.Н.Островский передаёт, используя приём – (Б) ____ («не с кем» в предложении 10, «восхищаться и умнеть» в предложении 17), а также синтаксическое средство – (В) ____ (в предложении 15). Привлекая читателей к размышлениям, автор использует приём – (Г) ____ (предложения 7 – 8, 28 – 29)».

 

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. метафора
  3. антонимы
  4. литота
  5. ряд однородных членов
  6. лексический повтор
  7. синонимы
  8. фразеологизм
  9. вопросно-ответная форма изложения

(4)Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. (6)Поэт ведёт за собой читателя в незнакомую ему страну, в тонкой и благоуханной атмосфере которой возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. (7)Отчего с таким нетерпением ожидается каждое новое произведение великого поэта? (8)Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним.

(10)Без Пушкина образовалась пустота, умственное сиротство: не с кем думать, не с кем чувствовать.

(15)Ошибка происходит оттого, что все вообще великие научные, художественные и нравственные истины очень просты и легко усваиваются.

(17)Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют.  

(20)Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие.

(27)Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. (28)Что это за школа, что он дал своим последователям? (29)Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой.

 

Вариант 34

«Излагая свои размышления, автор использует синтаксические средства: (А) ____ (например, в предложениях 12,17,36), (Б) ____ (в предложениях 22,23,30), а также лексическое средство – (В) ____ («неопределённый – определённый» в предложении 11, «безответственность – ответственность» в предложении 28). В то же время И.М.Фейгенберг стремится привлечь к размышлениям читателей, чему способствует приём – (Г) ____ (предложения 25 – 28)».

 

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. эпитет
  3. антонимы
  4. разговорная лексика
  5. вводные слова
  6. синонимы
  7. восклицательные предложения
  8. ряды однородных членов
  9. вопросно-ответная форма изложения

(11)Чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определённые действия, на определённый поступок. (12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью принимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями.

(17)Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью.

(22)Значит, я несу ответственность за последствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам.

(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? (26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно? (27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосования может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.

(30)Такой совет, безусловно, полезен.

(36)Принимая решение, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Богом.

Вариант 35

 

«В тексте есть такие синтаксические средства выразительности, как (А) ____ (предложения 33,35) и (Б) ____ (предложения 60 – 61, 68 – 70), которые помогают нам понять состояние героя. Отношения между дедушкой и внуком подчёркивает троп – (В) ____ (предложения 3,4). Истинное отношение рассказчика к родителям выражает приём – (Г) ____ (предложение 62)».

 

Список терминов:

  1. риторическое обращение
  2. сравнение
  3. вопросительные предложения
  4. ряд однородных членов
  5. фразеологизм
  6. противопоставление
  7. развёрнутая метафора
  8. восклицательные предложения
  9. антонимы

 

(3)Дедушка осенил моё детство добрыми воспоминаниями. (4)Они до сих пор волнуют и трогают меня.

(32)Я был огорчён неудачей. (33)Не повезло! (34)Мне досталась тема «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина». (35)Тема!

(60)Может быть, я устал от экзаменов? (61)Тяжело переживаю неудачу? (62)Старики надеялись на мой успех, хотя ни в чём меня не упрекали, а я подвёл, обманул их ожидание.

(68)Может быть, он против высшего образования? (69)Последователь Руссо? (70)Считает, что цивилизация ничего хорошего людям не принесла?

 

 

 

Вариант 36

«Речь автора эмоциональна и в то же время логична, что передаётся с помощью синтаксического средства – (А) ____ (предложения 30,53), приёмы – (Б) ____ («долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский»; «любить человека и любить своё дело») и (В) ____ (предложение 65), а также троп – (Г) ____ (предложения 55 – 59)».

 

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. развёрнутая метафора
  3. фразеологизм
  4. вводные слова
  5. лексический повтор
  6. диалог
  7. вопросительные предложения
  8. ряды однородных членов
  9. цитирование

(29)Иным школьникам кажется, что профессия юриста – лёгкая профессия. (30)Так ли это?

 

(52)Трудное дело – журналистика.

(53)Но есть ли на свете лёгкое дело? (54)Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле разбросаны угольки призваний, гласит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен.

(59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья.

 

(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь…»

 

 

 

Вариант 37

«Ф.Искандер, чтобы вовлечь читателя в круг вопросов, которые возникают перед героем-рассказчиком, использует такие приёмы, как (А) ____ (предложения 11 – 12, 16 – 17), а также (Б) ____ (предложения 25,26,27). В тексте присутствуют такие тропы, как (В) ____ («чудеса храбрости» в предложении 27, «торжество преданности» в предложении 33). А особую яркость рассуждению придаёт синтаксическое средство – (Г) ____ («как Савельич» в предложении 31)».

 

Список терминов:

  1. риторические вопросы
  2. эпитеты
  3. ряды однородных членов
  4. анафора
  5. вопросно-ответная форма изложения
  6. метафоры
  7. цитирование
  8. риторические обращения
  9. сравнительный оборот

(11)Как? – могут удивиться некоторые ценители литературы, – тебе понравился холоп и раб Савельич? (12)Да, именно Савельич мне понравился больше всех.

(16)Что же в нём было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству? (17)Была преданность.

(25)Преданность – готовность отдать жизнь за жизнь барчука. (26)Преданность – готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. (27)Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости.

(30)Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчонку. (31)Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич.

(33)Одним словом, здесь торжество преданности.

 

 

 

Вариант 38

«В.Распутин, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, использует такие синтаксические средства, как (А) ____ (предложения 1,2) и (Б) ____ (предложения 5,7). Эмоциональное состояние героя-рассказчика помогают почувствовать лексическое средство – (В) ____ («хвать-похвать» в предложении 7, «брюхо» в предложении 10, «внаклон» в предложении 27), а также такой троп, как (Г) ____ (в «стремительный зов», «раскрыто и вольно звучать» в предложении 23)».

 

Список терминов:

  1. вводные конструкции
  2. эпитеты
  3. ряды однородных членов
  4. разговорные и просторечные слова
  5. метафоры
  6. вопросительные предложения
  7. противопоставление
  8. парцелляция
  9. анафоры

(1)Всё чаще, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, – что требуется ещё, чтобы, проснувшись ненароком ночью, не чаял он дождаться утра для желанной подвижки?

(5)Достаток – это не только запас в себя, на себя и за себя. (7)Человек, окруживший себя целой оравой подспорья, вырабатывающего достаток, обязан иметь внутри этого достатка что-то особое, происходящее из себя, а не из одного лишь хвать-похвать.

(10)Сколько их, неработающих или едва работающих, набивают брюхо ничуть не хуже, сейчас это легко.

(23)Человек весь превращается в ответ на чей-то стремительный зов, душа его выструнивается и начинает раскрыто и вольно звучать.

(25)Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. (26)И все четыре одна важней другой. (27)Захромает какая – весь свет внаклон.  

 

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (05.08.2019)
Просмотров: 4184 | Теги: художественные средства, егэ по русскому языку, задание 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: