Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задание 26

Вариант 7 (по Львову)

(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (6)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье – ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительна, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17) – Ты куда? – грозно осведомился дежурный.

(18) – В класс!

(19) – Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(21) – Это я!

(22) – Брось заливать! – начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, – так мне казалось – я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25) – Сейчас я покажу вам, что я умею…

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28) – И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» – подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33) – Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (36)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.                                                    (По С. Львову)

*Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) – русский писатель, журналист, литературный критик. 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 – 24. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А) __________ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство – (Б) __________ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В) ____________ («быть» – «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство – (Г) ___________ (предложение 40)».

 

Список терминов:

 

1) ряд однородных членов

2) синонимы

3) фразеологизм

4) парцелляция

5) диалектизм

6) риторический вопрос

7) анафора

8) термины

9) противопоставление

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (04.11.2015)
Просмотров: 1312 | Теги: художественные средства, задание 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: