Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задания 22 - 26 |
(1)Моё раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2)Семья жила в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) – это между заставами Покровской и Спасской. (3)Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный. (4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5)В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6)Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в то пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7)На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккуратненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9)Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11)Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание. (12)Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках… (13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное. (15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла её Нень) – за роялем, а её братья – Тинка и Лёка, один со скрипкой, а другой с нотами в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит. (16)Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. (17)Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так захлестнуло всех: вещизма. (18)Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!» (19)Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн, трюмо с подзеркальником и что-то ещё. (20)Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игры переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21)А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль – модерн начала века». (22)Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23)Тётя училась в художественном училище – по росписи фарфора. (24)Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25)Только бабушка однажды дала понять своё ироническое отношение к действительности. (26)Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27)Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» – (28) «А что, – говорит, – ведь это ваш гимн». (29)Ужа давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (30)Не стало переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты… (31)Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства? (По И.Н. Крюковой*) *Ирина Николаевна Крюкова (1920 – 2013) – доктор биологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В гостеприимном доме бабушки находили приют многочисленные родственники. 2) В бабушкином доме была оранжерея с тропическими растениями. 3) Мама и её сёстры не тосковали, когда вспоминали более обеспеченную жизнь до революции, а воспринимали изменения в жизни спокойно. 4) Бабушка в шутку запела при побудке «Интернационал», а её сын испугался, что шутка может закончиться репрессиями. 5) Там, где раньше пролегал Брошевский переулок, проложили Рязанский и Волгоградский проспекты. Ответ: _______________________________________
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 31 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 29, 30. 2) В предложениях 25 – 28 представлено рассуждение. 3) Предложения 1 – 5 включают элементы описания. 4) Предложения 6 – 11 содержат повествование. 5) В предложениях 19 – 21 представлен пример, иллюстрирующий информацию, выраженную в предложении 17. Ответ: __________________________________
23. Из предложений 8 – 13 выпишите антонимы. Ответ: _________________________________________________
24. Среди предложений 16 – 21 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________
25. «Рассказ И. Крюковой о доме своего детства напоминает непринуждённый разговор с читателем, чему в немалой степени способствуют такие синтаксические приёмы, как (А) ______ (предложения 13, 14) и (Б) ______ (предложения 2, 6, 15). Эту же стилистическую особенность усиливает и применение (В) _______ (приживались, сборища, убогие). Эмоциональность тексту придаёт и особый приём (Г) ______ (предложения 6, 17, 20)». Список терминов:
| |
Просмотров: 3211 | | |
Всего комментариев: 0 | |