Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задания 22 - 26

Текст № 46

(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (6)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье – ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительна, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17) – Ты куда? – грозно осведомился дежурный.

(18) – В класс!

(19) – Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(21) – Это я!

(22) – Брось заливать! – начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, – так мне казалось – я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25) – Сейчас я покажу вам, что я умею…

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28) – И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» – подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33) – Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (36)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.                                                                                       (По С. Львову)

*Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) – русский писатель, журналист, литературный критик.

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

 

1) Тому, кто умеет быть, не надо заботиться о том, чтобы казаться.

2) Быть и казаться – это одно и то же.

3) Для того чтобы быть, приходится каждый день не давать себе спуску и поблажки.

4) Способность учителя быть, а не казаться может вызвать у учеников уважение к нему.

5) Учитель не смог достучаться до сердец слушателей, потому что выглядел гротескно-нелепо.

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложении 8 представлено описание.

2) В предложениях 9 – 11 содержится рассуждение.

3) В предложениях 26 – 27 представлено повествование.

4) В предложениях 40 – 41 содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 30.

5) В предложениях 34 – 37 представлено рассуждение с элементами описания.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложений 40 – 41 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

24. Среди предложений 27 – 34 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

25. «Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А) __________ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство – (Б) __________ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В) ____________ («быть» – «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство – (Г) ___________ (предложение 40)».

 

Список терминов:

 

1) ряд однородных членов

2) синонимы

3) фразеологизм

4) парцелляция

5) диалектизм

6) риторический вопрос

7) анафора

8) термины

9) противопоставление

Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (03.08.2017)
Просмотров: 1783 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: