Главная » Статьи » ЕГЭ по русскому языку » Задания 22 - 26

Текст № 6

           (1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (3)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что не помог, обманул, бросил, предал…

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки – и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11) – Девушка, вам помочь? – спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(14) – Куда вам?

(15) – Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы – найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24) – Девушка, там у вас кирпичи?

(25) – Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки…(28)Картошку в сумке возить…(29)Она на рыке пять рублей стоит…(30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (33)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39) – Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула в потёрла лоб белой ладошкой.

(44) – Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! – сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок…(48)А потому пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих мор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.                                            (По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) – современный публицист.

 

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

 

1) Огромная сумка, доверху набитая картофелем, вызывала у прохожих насмешку, и это больно задевало молодого человека.

2) Рыцари, воспетые пылкими романтиками, всегда боялись огнедышащих драконов.

3) Девушка чувствовала себя виноватой за то, что стала невольной обузой для молодого человека.

4) Многие люди совершают благородные поступки не ради выгоды, а чтобы скрыть свою слабость.

5) Молодой человек раскаялся в том, что решил помочь девушке, поэтому бросил её в лабиринте улиц.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) Предложения 9 – 14 включают повествование.

2) В предложениях 4 – 5 представлено рассуждение.

3) Предложение 8 раскрывает содержание предложения 7.

4) В предложениях 24 – 29 содержится описание.

5) В предложениях 49 – 52 представлено повествование.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложения 8 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ________________________________________

 

24. Среди предложений 44 – 48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________

 

25. «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство – (А) _____________ (например, предложение 31). Лексическое средство – (Б) __________ («душонка», «горе-змееборец») – позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство – (В) _________, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп – (Г) ________ в предложении 52 – помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».

 

Список терминов:

 

1) ряд однородных членов

2) вопросительное предложение

3) диалектизм

4) олицетворение

5) термины

6) сравнительный оборот

7) эмоционально-оценочные слова

8) синтаксический параллелизм

9) гипербола

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (08.07.2017)
Просмотров: 1212 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: