Главная » Статьи » ЕГЭ 2019 по русскому языку » Задания 21 - 25

Текст № 25

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания
искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

 

(По Б.Л. Васильеву*)

 

* Борис Львович Васильев (19242013) советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.
  2. Человек воспринимает время по-особенному, иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.
  3. Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.
  4. Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.
  5. Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.

 

Ответ: __________________________

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. Содержание предложений 2 – 5 поясняет содержание предложения 1.
  2. В предложениях 19 – 20 представлено описание.
  3. В предложениях 27 – 29 представлено рассуждение.
  4. Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.
  5. Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.

 

Ответ: _______________________

 

23. Из предложений 31 – 33 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________

 

24. Среди предложений 6 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________

 

25. «Речь Б.Л. Васильева полемична. Автор словно приглашает читателя к разговору, обсуждению важных для него вопросов. Синтаксическое средство – (А) _____ (предложения 15, 16, 18) – привлекает внимание читателя к проблеме текста, заставляет задуматься. Понять ход мыслей автора помогают разнообразные средства выразительности, среди которых приём – (Б) _____ (предложения 20 – 21), синтаксическое средство – (В) _____ (предложения 30, 33), а также троп – (Г) _____ («исступлённого труда» в предложении 33)».

 

Список терминов:

 

  1. ирония
  2. эпитет
  3. парцелляция
  4. ряды однородных членов
  5. синтаксический параллелизм
  6. вопросительные предложения
  7. диалог
  8. цитирование
  9. метафора

 



Источник: http://spivaksofia.narod.ru
Категория: Задания 21 - 25 | Добавил: филолог (15.02.2014)
Просмотров: 1442 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: