Главная » Статьи » ЕГЭ 2019 по русскому языку » Задания 21 - 25

Текст 2

Задание. Прочитайте текст и выполните задания

 

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

(3)Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.

(6)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

     (11)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.

     (12)Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

(13)Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.

(15)Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

(18)Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

                                                             (По В.П. Астафьеву)

*Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – выдающийся советский и российский писатель.

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Рассказчик в числе других покинул концерт симфонической музыки в Ессентуках, громко хлопнув сиденьем.
  2. Певица, чей голос вызывал у рассказчика в детстве чувство раздражения, стала в дальнейшем его любимой исполнительницей.
  3. Музыканты два отделения концерта были намерены исполнять серьёзные классические произведения перед людьми, приехавшими на курорт в Ессентуки.
  4. Ребята не осудили рассказчика за то, что он со словами негодования выдернул из розетки вилку репродуктора, по которому звучал чем-то раздражавший рассказчика голос певицы.
  5. Дирижёр крымского симфонического оркестра, протянув в зал руки, извинился перед слушателями за то, что концерт слишком долго длился.

Ответ: ________________

 

22. Какие их перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3 – 5 даны повествование и рассуждение.

2) В предложении 11 содержится элемент описания.

3) В предложениях 13 – 15 представлено рассуждение.

4) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 18 – 20 представлено описание.

Ответ: __________________

 

23. Из предложений 11 – 17 выпишите слово со значением «приписка в конце письма после подписи».

Ответ: __________________

 

24. Среди предложений 13 – 20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и формы слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________

 

25. «Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует яркие средства выразительности: троп – (А) ____ («в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан», «переутомлённых культурой слушателей» в предложении 8), лексическое средство – (Б) ___ («муравьишку, «молоденькой» в предложении 7, «кругленьких» в предложении 17). Поведение зрителей, при описании которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В) _____ («и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли» в предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше всего передаёт синтаксическое средство – (Г) _____ (предложения 18 – 20)».

 

Список терминов:

 

  1. книжная лексика
  2. метонимия
  3. сравнительный оборот
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5. фразеологизм
  6. градация
  7. восклицательные предложения
  8. ирония
  9. парцелляция
Категория: Задания 21 - 25 | Добавил: филолог (02.05.2017)
Просмотров: 293 | Теги: задания 21 - 25, егэ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: