Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 1

Вариант 1

Действие 4

                       Явление 4  

<…>

   Репетилов

  

           Напрасно страх тебя берёт,

   Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

   Я сам, как схватятся о камерах*,  присяжных,  

           О Бейроне , ну о матерьях  важных,

   Частенько слушаю, не разжимая губ;

   Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

   Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

   Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

   Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

           С какими я тебя сведу

   Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!

   Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

  

   Чацкий

  

   Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

   Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

  

   Репетилов

  

   Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

                                                               без прелюдий,

   Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,

                 Горячих дюжина голов!

   Кричим – подумаешь, что сотни голосов!..

  

   Чацкий

  

   Да из чего беснуетесь вы столько?

  

   Репетилов

  

   Шумим, братец, шумим…

  

   Чацкий

  

   Шумите вы? и только?

 

                Репетилов

   Не место объяснять теперь и недосуг,

              Но государственное дело:

              Оно, вот видишь, не созрело,

                    Нельзя же вдруг.

   Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

         Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

   Чудак единственный! нас со смеху морит!

   Век с англичанами, вся английская складка,

        И так же он сквозь зубы говорит,

   И так же коротко обстрижен для порядка.

         Ты не знаком? о! познакомься с ним.

              Другой – Воркулов Евдоким;

         Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

               Послушай, милый, особливо

         Есть у него любимое одно:

   "А! нон лашьяр ми, но, но, но". *

              Ещё у нас два брата:

   Левон и Боринька, чудесные ребята!

         Об них не знаешь что сказать;

   Но если гения прикажете назвать:

          Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

          Ты сочинения его

          Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

   Прочти, братец, да он не пишет ничего;

          Вот эдаких людей бы сечь-то,

   И приговаривать: писать, писать, писать;

   В журналах можешь ты, однако, отыскать

   Его отрывок, взгляд и нечто.

   Об чём бишь нечто? – обо всем;

   Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

   Но голова у нас, какой в России нету,

   Не надо называть, узнаешь по портрету:

         Ночной разбойник, дуэлист,

   В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

         И крепко на руку нечист;

   Да умный человек не может быть не плутом.

   Когда ж об честности высокой говорит,

         Каким-то демоном внушаем:

         Глаза в крови, лицо горит,

         Сам плачет, и мы все рыдаем.

   Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...

   Ну, между ими я, конечно, зауряд ,

   Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

   Однако ж я, когда, умишком понатужась,

          Засяду, часу не сижу,

   И как-то невзначай, вдруг каламбур  рожу.

   Другие у меня мысль эту же подцепят          

   Другие шестеро на музыку кладут,

   Другие хлопают, когда его дают.

          Брат, смейся, а что любо, любо:

   Способностями Бог меня не наградил,

   Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

   Совру – простят...

  

   Лакей (у подъезда)

  

   Карета Скалозуба!

  

   Репетилов

  

   Чья?

  

  (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

 

*Камера – палата депутатов

 

 

1. Черты какого литературного направления XVII – XVIII веков, требующего от драматурга соблюдения правила «трёх единств», нашли отражение в пьесе «Горе от ума»?

 

Ответ: ______________________________

 


2. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

Ответ: ________________________________

 

3. Какое художественное средство, основанное на переносе свойств одного явления на другое по принципу их сходства, использовано Репетиловым для характеристики членов Английского клуба: «сок умной молодёжи»?

               

Ответ: ___________________________________

 

4. Как называются герои, которые на сцене не появляются (например, Воркулов, Удушьев)?

               

Ответ: _____________________________________

 

5. Установите соответствие между персонажами пьесы и принадлежащими им высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ                                                   ВЫСКАЗЫВАНИЯ

А) Чацкий                     

       1) «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».

Б) Репетилов      

 2) «Что за тузы в Москве живут и             умирают!»

В) Скалозуб        

  3) «Чины людьми даются,                                           А люди могут обмануться».

   

4) «Избавь. Учёностью меня не обморочишь».

                                                                       

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

6. Рассказ Репетилова об Английском клубе представляет собой развёрнутое высказывание. Укажите термин, которым обозначают подобные высказывания.

Ответ: ___________________________________________

 

7. Как называются фамилии, характеризующие литературного персонажа, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Репетилов, Удушьев)?

 

Ответ: ___________________________________________

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8. Что даёт основание утверждать, что Репетилов выступает в качестве пародийного «двойника» Чацкого?

 

9. В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

 

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

С.А. Есенин, 1924

 

10. Какое средство художественной выразительности позволяет передать субъективное эмоционально-экспрессивное отношение лирического героя к окружающим его явлениям внешнего мира («Пусть струится над твоей избушкой /Тот вечерний несказанный свет»?)

 

Ответ: ___________________________________________

 

11. Укажите номер строфы, в которой в качестве средства поэтики используется риторический вопрос.

 

Ответ: ___________________________________________

 

12. Какой приём усиления изобразительности, основанный на повторении согласных звуков, позволяет автору стихотворения добиться акустического эффекта «старости» и «ветхости»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

               

Ответ: ____________________________

 

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1)ирония

2)инверсия

3)обращение

4)эпитет

5)литота

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

14. Как называется один из распространённых типов повтора, заключающийся в использовании одного и того же начального слова в нескольких строфах:

                Ты одна мне помощь и отрада,

                Ты одна мне несказанный свет.

 

Ответ: _______________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15. Почему С.А. Есенин для своего стихотворения, посвящённого матери, избрал форму письма?

 

16. В каких произведениях русской лирики актуализирован образ матери и в чём он сопоставим с образом, созданным С.А. Есениным?

 

 

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1. Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

 

17.2. Какие душевные качества Обломова привлекают Штольца? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

 

17.3. Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Категория: Варианты | Добавил: филолог (22.03.2016)
Просмотров: 3267 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: