Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 2

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

— C'est bien aimable a vous, monsieur Pierre, d'Ktre venu voir une pauvre malade, — сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

— Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... — сказала она.

— Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

— Вы думаете?... — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

— Мы после поговорим, — сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего-нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

 

1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное произведение.

 

Ответ: ______________________________

 

2. Назовите фамилию дворянской семьи, сцена именин в доме которой резко противопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.

 

Ответ: ________________________________

 

3. Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» Анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот приём?   

 

Ответ: ________________________________

 

4. В каком году начинается действие романа «Война и мир»?  

 

 

Ответ: _________________________________

 

5. Установите соответствие между персонажами  и их отцами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ИХ ОТЦЫ

А) Ипполит

 

1) Граф Кирилл Владимирович Безухов

Б) Пьер

 

2) Князь Николай Андреевич Болконский

В) князь Андрей

 

3) Князь Василий Сергеевич Курагин

 

 

4) Граф Илья Андреевич Ростов

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

6. Как называется свойство текста, когда о невысказанном в нём прямо читатель может догадаться по отдельным деталям, репликам и пр.?

 

Ответ: _______________________________

 

7. Укажите термин, которым в литературоведении называется приём, позволивший автору подчеркнуть отношение к Пьеру в обществе: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…»       

 

Ответ: ________________________________

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8. Почему Пьер резко выделяется среди гостей Анны Павловны?

 

9. Какие ещё герои в русской литературе резко отличаются от общества, в котором находятся?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

 

* * *

Сжала руки под тёмной вуалью...

 "Отчего ты сегодня бледна?"

 - Оттого, что я терпкой печалью

 Напоила его допьяна.

 

 Как забуду? Он вышел, шатаясь,

 Искривился мучительно рот...

 Я сбежала, перил не касаясь,

 Я бежала за ним до ворот.

 

 Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

 Всё, что было. Уйдешь, я умру."

 Улыбнулся спокойно и жутко

 И сказал мне: "Не стой на ветру".

 

А.А. Ахматова, 8 января 1911

 

10. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

 

Ответ: ___________________________________

 

11. Выпишите (в именительном падеже) из первой строфы стихотворения А.А.Ахматовой эпитет, в основе которого лежит неожиданная смысловая ассоциация.

 

Ответ: ________________________________

 

12. Как называется вопрос, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью вовлечения читателя в рассуждение или переживание («Как забуду?»)?

 

Ответ: ____________________________

 

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

1)ассонанс

2)метафора

3)оксюморон

4)эпитет

5)диалог

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

15. Определите размер стихотворения (без количества стоп)

 

Ответ: ___________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15. Психологический рисунок образов создаётся А.А.Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт «язык тела»  – позы, жесты, мимику героев?

 

16. В каких ещё произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм?

 

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

17.1. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и поэтического вдохновения?

 

17.2. Какова роль образа города в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

 

17.3. В чём проявилось своеобразие героев и проблематики ранней прозы М. Горького? (По рассказу «Старуха Изергиль»)

Категория: Варианты | Добавил: филолог (22.03.2016)
Просмотров: 1995 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: