Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 3

Действие третье

Явление второе

 

Те же и Дикой <…>

 

Кабанова. Так ступай, спи!

Дикой. Куда же это я пойду?

Кабанова. Домой. А то куда же!

Дикой. А коли я не хочу домой-то?

Кабанов. Отчего же это, позволь тебя спросить?

Дикой. А потому, что у меня там война идёт.

Кабанова. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.

Дикой. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?

Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.

Дикой. Вот поди ж ты!

Кабанова. Ну, что же тебе нужно от меня?

Дикой. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всём городе умеешь меня разговорить.

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

                Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому – только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

 

А.Н. Островский «Гроза»

 

1. Данный фрагмент содержит обмен репликами между героями пьесы. Укажите термин, обозначающий в литературоведении речевое общение персонажей, разговор между двумя и более лицами.

 

Ответ: _________________________________________

 

2. Как называются фамилии, характеризующие персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Дикой, Кабанова)?

 

Ответ: ________________________________

 

3. Как называются герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к развитию конфликта не имеют, например, Дикой и Феклуша?

 

Ответ: ___________________________________

 

4. Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

А) Кабаниха

 

1) «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

Б) Варвара

 

2) «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»

В) Феклуша

 

3) «Отчего люди не летают так, как птицы?»

 

 

4) «Бла-алепие, милая, бла-алепие»

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

5. За Диким, Кабанихой (и другими героями их типа) закрепилось слово, выведенное на сцену Островским и сделавшееся после его пьес общеупотребительным. Им обычно обозначают «властного человека, который руководствуется во взаимоотношениях с людьми личным произволом». Один из героев Островского протолковал это слово так: «это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда...» Запишите это слово.

 

Ответ: _____________________________________

 

6. Укажите название провинциального приволжского города, в котором происходит действие пьесы А.Н. Островского «Гроза».

 

Ответ: _______________________________________

 

7. Каково авторское определение жанра «Грозы»?

               

Ответ: ___________________________________

 

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8. В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха?

 

9. В каких произведениях русских писателей представлены деспотичные, «самодурные» характеры и в чём их можно сопоставить с характерами Дикого и Кабанихи?

 

       Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

 

Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857 г

 

10. Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

 

Ответ: ___________________________________

 

11. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот приём?

 

Ответ: ___________________________________________

 

12. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.

 

Ответ: ____________________________

 

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения.

 

1)литота

2)метафора

3)аллитерация

4)эпитеты

5)гротеск

 

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

               

 

 

 

14. Как в поэтике называется созвучие концов стихотворных строк?

 

Ответ: _______________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называли поэтом-философом?

 

16. Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?

 

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

17.1.Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

 

17.2. Что дало основание Л.Н. Толстому назвать А.П. Чехова «художником жизни»? (По пьесе «Вишнёвый сад»)

 

17.3. О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве А.А. Ахматова?

Категория: Варианты | Добавил: филолог (22.03.2016)
Просмотров: 2582 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: