Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 4

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, ______________________ Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у ______________не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.

Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

 

А.И. Гончаров «Обломов»

 

1.Запишите имя и отчество героя, которые надо вставить вместо пропусков.

 

Ответ: _________________________________________

 

2.Выпишите из второго абзаца синоним к слову «халат».

 

Ответ: ________________________________

 

3.Выпишите из третьего абзаца слово, которым обозначается «господствующее и основное выражение, не лица только, а всей души». 

 

Ответ: ___________________________________

 

4.Установите соответствие между персонажами пьесы и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Захар

 

1) преждевременная смерть

 

Б) Илья Обломов

 

2) семейное счастье

 

В) Ольга Ильинская

 

3) одиночество и нищета

 

 

 

4) удачная карьера

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

Ответ:

 

 

 

5.Какое средство иносказательной выразительности употребил автор: «…на лицо набегала из души туча заботы…»?

 

Ответ: _____________________________________

 

6.Как называется литературное направление, к которому относят творчество Гончарова?

 

Ответ: ___________________________________________

7.Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

               

Ответ: ________________________________________

 

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8.Что мы узнаем об Обломове по его портрету?

 

9.Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляются перед читателем герои классических произведений ХIX века. Чем необычно на этом фоне первое появление Обломова (приведите два-три сопоставления)?

 

        Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

 

* * *

В РЕСТОРАНЕ

 

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре – фонари.

 

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

 

 

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: "И этот влюблён".

 

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки...

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки...

 

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка...

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

 

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: "Лови!.."

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

 

А.А. Блок,  19 апреля 1910

 

10.Какой природный ориентир создаёт в стихотворении эффект «временнóго кольца»?

 

Ответ: ___________________________________________

 

11.Какой приём усиления изобразительности, основанный на повторении согласных звуков, позволяет автору стихотворения добиться эффекта «вихревого движения» текста?

 

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: "Лови!.."

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

 

Ответ: ____________________________

 

12.Укажите размер, которым написано стихотворение (без количества стоп).

Ответ: ____________________________

 

13.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

 

1)оксюморон

2)метафора

3)аллитерация

4)эпитет

5)гротеск

 

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

14.Какое художественное средство использовал автор: «пожаром зари»?

Ответ: _____________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15.Почему автор, наделив героиню «речью» («сказала», «кричала»), оставил лирическому герою «язык жестов» («послал чёрную розу в бокале», «отдал поклон»)?

 

16.В каких произведениях русской литературы использован мотив вечерней встречи в ресторане?

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

17.1.Почему Городничий, несмотря на то, что он является опытным чиновником,  совершает ошибку – принимает Хлестакова за ревизора?

17.2.В чём смысл противопоставления  семьи Болконских и семьи Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

17.3.Как вы понимаете смысл названия поэмы А.Блока «Двенадцать»?

Категория: Варианты | Добавил: филолог (05.05.2016)
Просмотров: 4004 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: