Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 5

…Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчёт житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другу промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

                Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш!

                Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

                Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из новы высунулось… Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

                Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал.

                В другой раз, только успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

                И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Става тебе, господи! жив!»

                Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

                И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»

 

1.Укажите жанр, к которому сам автор отнёс произведение «Премудрый пискарь».

 

Ответ: _________________________________________

 

2.Выпишите глагол (в неопределённой форме), многократно повторяющийся в тексте и подчёркивающий внутреннее состояние героя, его взгляд на мир.

 

Ответ: ________________________________

 

3.Укажите термин, обозначающий мелкую подробность, имеющую важное значение в произведении (например, «особая» нора, укрывающая пискаря от врагов).

 

Ответ: ___________________________________

 

4.Установите соответствие между тремя персонажами произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А) Пискарь («Премудрый пискарь»)

 

1) «имел в голове некоторое особливое устройство»

 

Б) Мужик («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

 

2) «весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав»

 

В) Помещик («Дикий помещик»)

 

3) «до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»

 

 

 

4) «стал он раскидывать умом, которого у него была палата»

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

Ответ:

 

 

 

5.«Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный…». Как называется скрытая насмешка, «спрятанная» за внешней благожелательностью?

 

Ответ: _____________________________________

 

6.Назовите вид комического, подразумевающий осмеяние социальных пороков с целью «исправления нравов» и являющийся ведущим в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 

Ответ: ___________________________________

 

7.Как называется образные народные изречения, фигурирующие в тексте («жить прожить – не то, что мутовку облизать»)?

               

Ответ: ________________________________________

 

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8.В чём проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии?

 

9.В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарём»?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

* * *

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 

А.Блок, 1912

 

10.Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.

 

Ответ: _______________________________________

 

11.Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).

 

Ответ: _______________________________________

 

12.Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

 

Ответ: ____________________________

 

13.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

 

1) риторический вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение

 

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

14.Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала – канала; встарь – фонарь).

 

Ответ: _______________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15.Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

 

16.В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1.Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

 

17.2.Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

 

17.3.Каким предстаёт «русский труженик-солдат» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

Категория: Варианты | Добавил: филолог (05.05.2016)
Просмотров: 3582 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: