Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 6

Часть 1

На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках.

Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

– Что же тут удивительного! – сказал Буркин. – Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера – кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком в непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

 

А.П. Чехов, «Человек в футляре».

 

1.О событиях жизни Беликова мы узнаём со слов учителя Буркина. Как называется персонаж, от лица которого ведётся повествование?

 

Ответ: ________________________________

 

2.Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами…»?

 

Ответ: ________________________________

 

3.Укажите приём, использованный в следующей фразе Буркина: «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало».

 

Ответ: ________________________________

 

4.Установите соответствие между персонажами А.П. Чехова, в чём-то похожими на Беликова, и названиями произведений, в которых они фигурируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

А) Червяков

 

1) «Ионыч»

 

Б) Очумелов

 

2) «Студент»

 

В) Старцев

 

3) «Смерть чиновника»

 

 

 

4) «Хамелеон»

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

Ответ:

 

 

 

5.Каким термином обозначается мелкая выразительная подробность, служащая средством характеристики персонажа («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши…»)?

 

Ответ: _____________________________________

 

6.Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в чеховских произведениях.

 

Ответ: _____________________________________

 

7.Назовите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Человек в футляре».

               

Ответ: ______________________________________

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8.Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?

 

9.Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чём они различны или схожи с чеховским Беликовым?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

* * *

… Мне голос был. Он звал утешно,

 Он говорил: "Иди сюда,

 Оставь свой край глухой и грешный,

 Оставь Россию навсегда.

 Я кровь от рук твоих отмою,

 Из сердца выну чёрный стыд.

 Я новым именем покрою

 Боль поражений и обид".

 Но равнодушно и спокойно

 Руками я замкнула слух,

 Чтоб этой речью недостойной

 Не осквернился скорбный дух.

 

А. А. Ахматова, 1917

 

10.Укажите термин, обозначающий созвучие концов стихотворных строк (утешно – грешный; сюда – навсегда).

 

Ответ: ___________________________________

 

11.Каким термином обозначается одинакового начало смежных строк в лирическом произведении («Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда»)?

 

Ответ: ___________________________________

 

12.Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А.А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный»,  «чёрный стыд»).

 

Ответ: ____________________________

 

13.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

 

1) метафора

2) инверсия

3) эпитет

4) гипербола

5) сравнение

 

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

14.Каким размером написано стихотворение А.А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»? (без указания количества стоп)

 

Ответ: ___________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15.Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении А.А.Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?

 

16.Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой?

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1.Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

 

17.2.Каким предстаёт русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова?

 

17.3.Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

Категория: Варианты | Добавил: филолог (05.05.2016)
Просмотров: 3888 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: