Главная » Статьи » ЕГЭ по литературе » Варианты

Вариант 7

– Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, –  загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

–  Ну, понимаю, –  отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

–  Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

–  Конечно, она недостойна жить, –  заметил офицер, –  но ведь тут природа.

–  Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: "долг, совесть", –  я ничего не хочу говорить против долга и совести, – но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

– Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

–  Ну!

–  Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

–  Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

–  А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

 

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

 

1.В каком городе происходит разговор студента и офицера?

 

Ответ: ___________________________________

 

2.В разговоре студента и офицера указаны важные, типические черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины XIX века широко использовало такой способ отображения действительности?

 

Ответ: ________________________________

 

3.В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «тысячи жизней»). Какой троп здесь использован?

 

Ответ: ___________________________________

 

4.Установите соответствие между персонажами романа и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ПЕРСОНАЖ

 

А) адвокат, надворный советник, «сам себе дорогу проложил»

 

1) Порфирий Петрович

 

Б) «Он был замечательно хорошо собой, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего»

 

2) Лужин

 

В) «росту пониже среднего, полный и даже с брюшком. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое»

 

3) Мармеладов

 

 

 

4) Раскольников

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 

 

 

Ответ:

 

 

 

5.Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных  принципов героев.

 

Ответ: _____________________________________

 

6.Взволнованность речи студента создаётся восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

 

Ответ: _____________________________________

 

7.Как называется разговор двух действующих лиц (в данном случае – студента и офицера) в литературном произведении?

               

Ответ: ______________________________________

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8.Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

 

9.Какие персонажи русской литературы близки образу старухи-процентщицы?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16

 

ПОСЛУШАЙТЕ!

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают

– значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной? И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 

В.В. Маяковский, 1914

 

10.Назовите тематическую разновидность лирики, к которой принадлежит стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» и которая обращена к «вечным» вопросам бытия.

 

Ответ: _______________________________

 

11.Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звёздам, с тем, кто называет их «жемчужиной». Как называется использованный автором приём противопоставления предметов и явлений?

 

Ответ: ________________________________

 

12.К какому авангардистскому течению в поэзии начала XX века относится раннее творчество В.В. Маяковского?

 

Ответ: ____________________________

               

13.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

 

1) риторический вопрос

2) анафора

3) эпитет

4) метонимия

5) сравнение

 

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.

 

               

 

 

 

 

14.Стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же обращением. Как называется подобный тип композиции?

 

Ответ: _______________________________________

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15.К кому и почему обращается поэт в своём стихотворении?

 

16.В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звёздам и в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»?

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов

(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1.В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?

 

17.2.Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

 

17.3.В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

Категория: Варианты | Добавил: филолог (05.05.2016)
Просмотров: 3998 | Теги: егэ по литературе 2016 | Рейтинг: 1.5/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: