Главная » Статьи » Литература » А.С. Грибоедов

Карточки по пьесе "Горе от ума"

Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»
 

Задания уровня А

 

Вариант 1

 

  1. Для кого из героев комедии цель жизни – «и награжденья брать, и весело пожить»? Назовите основные черты характера этого героя.
  2. Приведите примеры говорящих имён и фамилий героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

Вариант 2

 

  1. Каков смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? От какого ума бывает горе? В чём смысл противопоставления Молчалина и Чацкого?
  2. Что общего в воззрениях Чацкого и просветителей XVIII века?

 

Вариант 3

 

  1. Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? Какие достоинства в его характере она видит?
  2. Кем представлен мир Фамусова в комедии? Как изображена грибоедовская Москва в образе Фамусова и его единомышленников?

 

Вариант 4

 

  1. Соблюдено ли правило трёх единств: единство места, времени, действия, обязательное для драматического произведения классицизма, в комедии А.С. Грибоедова? Обоснуйте свой ответ.
  2. Что вы знаете о прототипах Фамусова и Чацкого?

 

Вариант 5

 

  1. Опишите экспозицию комедии. Что в ней происходит? Кого из героев и как она характеризует?
  2. Вспомните, какие достоинства в своём характере видит Молчалин. Перечислите их. Что завещал ему отец и как герой выполнил это духовное завещание?

 

Вариант 6

 

  1. Разделите героев пьесы на главных, второстепенных и эпизодических. Дайте характеристику двум-трём второстепенным действующим лицам.
  2. Определите завязку комедии. Подготовлена она экспозицией или неожиданна, внезапна? Что мы узнаём в завязке о характерах главных героев?

 

Задания уровня В

 

Вариант 1

 

  1. Определите суть конфликта в комедии. В чём разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в пьесе?
  2. Составьте в виде плана биографию Чацкого до его приезда в Москву.

 

Вариант 2

 

  1. Как представлен мир Чацкого в комедии? Назовите его единомышленников.
  2. Зачем А.С. Грибоедову понадобилось ввести в пьесу внесценические действующие лица? Дайте характеристику некоторым из них.

 

Вариант 3

 

  1. Кто такие Кузьма Петрович и Максим Петрович? Что они сделали в своей жизни и чего добились? Почему Фамусов считает, что все должны равняться на них?
  2. У каких героев в комедии есть серьёзные монологи? Проанализируйте один-два монолога.

 

Вариант 4

 

  1. Найдите в тексте примеры осуждения крепостничества Чацким. Можно ли его считать сторонником отмены крепостного права?
  2. Кто такой полковник Скалозуб? Что это за человек? Какова его жизненная философия? Почему Фамусов заискивает перед ним?

 

Вариант 5

 

  1. Почему Чацкий возмущается преклонением светского общества перед всем иностранным? Что плохого в этом преклонении? Разделяют ли другие герои его мнение?
  2. Критик XIX века Н.А. Полевой писал: «Молчалин не разбирает средств и хочет только возвышаться, унижаясь». Как вы понимаете это суждение? Согласитесь или опровергните его, ссылась на текст.

 

Вариант 6

 

  1. Как Чацкий относится к военной и государственной службе? Что общего в его размышлениях и рассуждениях Стародума из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Обоснуйте свой ответ.
  2. Современный литературовед Ю.В. Лебедев пишет: «Роман Софьи Павловны с Молчалиным – роман односторонний. Со стороны же Молчалина этот роман – разновидность и проявление обычного его «метода». Молчалин «любезен» с Софьей Павловной из интересов своей службы. В этом отношении для него нет принципиальной разницы между Софьей и «собачкой дворника». Согласитесь с эти утверждением или опровергните его. Обоснуйте свою точку зрения, ссылаясь на текст.

 

Задания уровня С

 

Вариант 1

 

  1. Докажите, что проблема ума связана в комедии с проблемой безумия. Кто из героев и что полагает безумным? Почему сплетня о сумасшествии Чацкого имела такой успех?
  2. Покажите, как театральные амплуа, принятые в классицизме, находят своё отражение в комедии А.С. Грибоедова.

 

Вариант 2

 

  1. Можно ли считать Чацкого резонёром? Совпадает ли его позиция с авторской?
  2. Определите кульминацию пьесы. Докажите, что этот эпизод является общим и для идеологического, и для любовного конфликта.

 

Вариант 3

 

  1. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мужчины уступают первенство женщинам (они правят и на сцене, и за сценой, и они же создают общественное мнение)? Объясните смысл этой сатиры А.С. Грибоедова.
  2. Победитель или побеждённый Чацкий, по мнению И.А. Гончарова? Каков итог борьбы Чацкого? Почему И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждал, что роль Чацкого – роль страдательная? Изложите точку зрения критика, согласитесь с ней или опровергните.

 

Вариант 4

 

  1. Как противопоставляется в комедии век Екатерины II – Александровской эпохе? В чём смысл этого противопоставления?
  2. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин, давая характеристику комедии А.С. Грибоедова, писал: «Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.». Как вы относитесь к мнению А.С. Пушкина? Согласитесь или опровергните его рассуждение, опираясь на текст произведения.

 

Вариант 5

 

  1. А.И. Герцен сказал о Чацком: «Чацкий, меланхолический и ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов… это декабрист». Можно ли безоговорочно принять точку зрения А.И. Герцена? Что общего у Чацкого с декабристами и что отличает его от них? Изложите свои взгляды в виде тезисов.
  2. Сформулируйте основные положения, по которым Чацкий расходится с фамусовским обществом.


Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Категория: А.С. Грибоедов | Добавил: филолог (06.04.2014)
Просмотров: 14297 | Теги: А.С. Грибоедов, Горе от ума, Карточки по литературе | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: