Главная » Статьи » Литература » А.С. Пушкин

Анализ стихотворения "19 октября" ("Роняет лес...")

Время написания

 

            Стихотворение написано осенью 1825 года, когда Пушкин находился в михайловской ссылке, и посвящено дню Лицея.

 

Тема

 

            Тема стихотворения – дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день открытия лицея.

            В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылает собравшимся своё приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе, сплотившей их в единую семью.

 

Главная мысль (идея)

 

            Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

            Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, её ценности. Всё стихотворение – это гимн дружбе, её одухотворяющей и поддерживающей силе.

 

Композиция, поэтика

 

            Жанр стихотворения – элегическое дружеское послание. Стихотворный метр – пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки – опоясывающая и перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из восьми строк.

            1-я строфа – описания октябрьского дня и через него – состояния души поэта, испытывающего грусть от одиночества и вынужденной удалённости от друзей и того мира, который ему так дорог. В этом описании много эпитетов (пустынной келье, отрадное похмелье, минутное забвенье, горьких мук), метафор (проглянет день как будто поневоле; вино, осенней стужи друг), аллитераций (роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз), создающих картину душевного состояния лирического героя.

            2-я строфа – описание состояния души поэта, подчёркивание одиночества и тщетных призывов к воображению. В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, – образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина. Поэт использует в этой строфе бессоюзные сложные предложения с инверсией, достигая особенной лаконичности и выразительности в описании своих чувств:

                        Печален я: со мною друга нет,

                        С кем долгую запил бы я разлуку,

                        Кому бы мог пожать от сердца руку

                        И пожелать весёлых много лет…

3-я строфа начинается с подчёркивания своего одиночества:

            Я пью один, и на брегах Невы

            Меня друзья сегодня именуют…

С этого места начинает происходить преображение душевного состояния героя и настроения: он вспоминает своих друзей, задаёт вопросы, адресуя их друзьям. И одиночество отступает. Он как бы оказывается в кругу своих друзей. Он спрашивает их, предполагая ответы:

            Но многие ль и там из вас пируют?

            Ещё кого не досчитались вы?

            Кто изменил пленительной привычке?

            Кого от вас увлёк холодный свет?

            Чей глас умолк на братской перекличке?

            Кто не пришёл? Кого меж нами нет?

4-я и 5-я строфы – Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: Корсакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во Флоренции. Это была первая потеря одноклассников:

            Он не пришёл, кудрявый наш певец,

            С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:

            Под миртами Италии прекрасной

            От тихо спит, и дружеский резец

            Не начертал над русскою могилой

            Слов несколько на языке родном…

Дальше перед нами возникает образ ещё одного одноклассника, Фёдора Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:

            Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

            Чужих небес любовник беспокойный?

            Иль снова ты проходишь тропик знойный

            И вечный лёд полунощных морей?

            Счастливый путь!..

6-я строфа – говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин цитирует гимн лицеистов, написанный Дельвигом:

            На долгую разлуку

            Нас тайный рок, быть может, осудил!

7-я строфа – как бы оспаривая неотвратимость разлуки, Пушкин поёт гимн Лицею, собравшему друзей не только для разлуки, но и связавшему их всех вечной дружбой. Эта строфа звучит празднично и торжественно – настроение поэта резко меняется:

            Друзья мои, прекрасен наш союз!

            Он, как душа, неразделим и вечен –

            Неколебим, свободен и беспечен,

            Срастался он под сенью вечных муз.

 

            Куда бы нас ни бросила судьбина,

            И счастие куда б ни повело,

            Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

            Отечество нам Царское Село.

Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушкина, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка – место, священное и родное для них.

8-я строфа – Пушкин говорит о сложностях своей судьбы, об испытаниях, которые он проживает, снова – об одиночестве и предательстве новых, «нелицейских» друзей. Так возникает контрастная интонация: полнота дружеского лицейского мира противопоставлена одиночеству в мире «большом»:

            Из края в край преследуем грозой,

            Запутанный в сетях судьбы суровой,

            Я с трепетом на лоно дружбы новой,

            Устав, приник ласкающей главой…

            …Друзьям иным душой предался нежной;

            Но горек был небратский их привет…

9-а, 10-а, 11-я строфы – Пушкин радуется тому, как «в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада» его навестили трое одноклассников: Пущин, Горчаков, Дельвиг:

            Поэта дом опальный,

            О Пущин мой, ты первый посетил;

            Ты усладил изгнанья день печальный,

            Ты в день его лицея превратил…

            …Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

            Хвала тебе – фортуны блеск холодный

            Не изменил души твоей свободной:

            Всё тот же ты для чести и друзей…

            …И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

            О Дельвиг мой: твой голос пробудил

            Сердечный жар, так долго усыплённый…

Каждому своему другу поэт даёт точную и замечательную характеристику, особенно подчёркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.

12-я, 13-я, 14-я строфы – с именем Дельвига появляется тема творчества, общего важного дела – Поэзии:

            …Служенье муз не терпит суеты;

            Прекрасное должно быть величаво…

А вслед за этой темой возникает и образ Вильгельма Кюхельбекера, поэта, будущего декабриста, и отголоски их пылких бесед:

            …Я жду тебя, мой запоздалый друг –

            Приди; огнём волшебного рассказа

            Сердечные преданья оживи;

            Поговорим о бурных днях Кавказа,

            О Шиллере, о славе, о любви…

15-я строфа – «встретившись» со своими ближайшими друзьями, оживив в своём воображении их лица, характеры, почувствовав их душевное тепло, как бы пожав протянутые руки, поэт уже не чувствует одиночества и тоски, он полон надежды и веры:

            …Предчувствую отрадное свиданье;

            Запомните ж поэта предсказанье:

            Промчится год, и с вами снова я…

И снова возникает картина пира – будущего, но такого же реального, как те пиры, о которых вспоминает Пушкин, находясь в изгнании:

            …Промчится год, и я явлюся к вам!

            О сколько слёз и сколько восклицаний,

            И сколько чаш, подъятых к небесам!

В этих строчках столько уверенности и энергии, что уже в следующих строфах эта мечта становится настоящим: Пушкин поднимает бокал на дружеском пиру и произносит здравицу.

16-я строфа – славословие Лицею и наставникам. Следует подчеркнуть, что Пушки великодушен в этих строфах: он призывает вспоминать только добро, полученное учениками от своих учителей:

            Благослови, ликующая муза,

            Благослови: да здравствует лицей!

            Наставникам, хранившим верность нашу,

            Всем честию, и мёртвым и живым,

            К устам подъяв признательную чашу,

            Не помня зла, за благо воздадим…

17-я строфа – следующая чаша поднимается Пушкиным за какую-то неожиданную личность. Он в этот момент настолько великодушен, что прощает самому царю неправое гоненье. Он оправдывает несправедливость порфироносного самодержца по отношению к себе тем, что он

            …человек! им властвует мгновенье.

            Он раб молвы, сомнений и страстей…

Таким образом, Пушкин не унижает царя, а как бы приравнивает его к простым смертным, делает человечнее и добрее.

А самыми главными делами царя для Пушкина оказываются два: «Он взял Париж, он основал лицей».

18-я, 19-я строфы – это взгляд в будущую жизнь, понимание неминуемых утрат и печалей, обращение к взгляду «оттуда», из вечности:

            …Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

            Невидимо склоняясь и хладея,

            Мы близимся к началу своему…

Дальше Пушкин задаёт вопрос, возвращающий, с одной стороны, нас к началу стихотворения, с другой – он заглядывает в тот день, когда останется лишь тот,

            Кому из нас под старость день лицея

            Торжествовать придётся одному…

Пушкин не знает, кто будет этот человек, но он как будто проникает в тот будущий день, в тот мир, в его душу и представляет, как

            …средь новых поколений

            Докучный гость и лишний, и чужой,

            Он вспомнит нас и дни соединений,

            Закрыв глаза дрожащею рукой…

И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, – сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:

            Пускай же он с отрадой хоть печальной

            Тогда сей день за чашей проведёт,

            Как ныне я, затворник ваш опальный,

            Его провёл без горя и забот.

Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чередовании противоположных образов и интонаций. В нём присутствуют одновременно три времени: день настоящий, который Пушкин проживает, находясь в заточении; дальше следуют воспоминаний о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждёт самого поэта и его друзей.

Так возникает картина круга жизни, её течения, сочетания в ней разных красок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, заточения и дружеского пира, одиночества и братского круга – одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии – гармоничность.  



Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (31.07.2015)
Просмотров: 29319 | Теги: ЕГЭ по литературе, Роняет лес багряный свой убор, 19 октября, пушкин | Рейтинг: 3.9/12
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: