Главная » Статьи » Литература » А.С. Пушкин

Капитанская дочка 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1 – 1.1.3.

 

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частью печальные. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика. «Недалече, – отвечал он. – Вон уж видна». – Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. «Да вот она», – отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частью покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома». Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. «Что вам угодно, батюшка?» – спросила она, продолжая свое занятие. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. «Ивана Кузмича дома нет, – сказала она, – он пошел в гости к отцу Герасиму; да все равно, батюшка, я его хозяйка. Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Она кликнула девку и велела ей позвать урядника. Старичок своим одиноким глазом поглядывал на меня с любопытством. «Смею спросить, – сказал он, – вы в каком полку изволили служить?» Я удовлетворил его любопытству. «А смею спросить, – продолжал он, – зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» Я отвечал, что такова была воля начальства. «Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки», – продолжал неутомимый вопрошатель. «Полно врать пустяки, – сказала ему капитанша, – ты видишь, молодой человек с дороги устал; ему не до тебя… (держи-ка руки прямее…). А ты, мой батюшка, – продолжала она, обращаясь ко мне, – не печалься, что тебя упекли в наше захолустье. Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет».

 

Для выполнения заданий 1.1.1 – 1.1.2 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 3 – 5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
 

  1. 1.1.1. Выделите эпитеты, которые Пушкин использует в начале приведённого фрагмента, изображая картины природы. Как они помогают передать состояние героя?
  2.  
  3. 1.1.2. Как описание комнаты коменданта характеризует её хозяев?

 

Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

  1. 1.2.3. Сравните приведённый фрагмент с эпизодом из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (ниже приведён фрагмент повести «Бэла»). Чем похожи изображённые в них ситуации?

 

        – А, чай, много с вами бывало приключений? – сказал я, подстрекаемый любопытством.

                    – Как не бывать! бывало...

                    Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. Мне страх хотелось вытянуть из него какую-нибудь историйку – желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям. Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походных стаканчика, налил и поставил один перед ним.  Он отхлебнул и сказал как будто про себя: "Да, бывало!" Это восклицание подало мне большие надежды. <…>    – Вот (он набил трубку, затянулся и начал рассказывать), вот изволите видеть, я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять  лет. Раз осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. "Вы, верно, – спросил я его, – переведены сюда из России?" – "Точно так, господин штабс-капитан", – отвечал он. Я взял его за руку и сказал: "Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с вами будем жить по-приятельски... Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке". Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.

                    – А как его звали? – спросил я Максима Максимыча.

                    – Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

 

Часть 2

Выберите одно из заданий. Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

 

2.1.Почему роман о Пугачёвском бунте А.С. Пушкин облекает в форму мемуаров очевидца? (по роману «Капитанская дочка»)

 

2.2.Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману «Герой нашего времени»)

 

 



Источник: http://ОГЭ 2017. Литература. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / О.А. Кузанова. – М.: Издател
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (15.02.2017)
Просмотров: 1975 | Теги: ОГЭ по литературе, Капитанская дочка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: