Главная » Статьи » Литература » А.С. Пушкин

КИМ ЕГЭ "Капитанская дочка"

Вариант 1

 

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела...

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом...

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: «О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»

— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»

Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, - «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова...

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

– А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.   Однажды  орел  спрашивал у ворона:  скажи,   ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать  три  года?   —  Оттого,  батюшка,  отвечал  ему  ворон,  что ты пьешь живую кровь,  а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему.  — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути...

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

 

1.Как называлась крепость, куда отправились герои фрагмента?

 

Ответ: ______________________________________________________

 

2.От чьего лица ведётся повествование в романе?

 

Ответ: ______________________________________________________

 

3.Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?

 

Ответ: ______________________________________________________

 

4.Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.

 

Ответ: _____________________________________________________________

 

5.Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

6.Как в литературоведении называется приём иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?

 

Ответ: _____________________________________________________

 

7.Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

8.Укажите, в каком веке происходят изображённые события.

 

Ответ: ________________________________________________________

 

9.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качестами личности. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго стобца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                   КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Гринёв                                1) преданность, забота, житейская мудрость

Б) Пугачёв                              2) жестокость в сочетании с благодарностью и                                                   великодушием

В) Савельич                           3) гордость и склонность к предательству

                                                  4) честность, благородство, смелость,

                                                  чувствительность

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

10.Укажите название главы, в которой происходит встреча Гринёва с Пугачёвым.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

11.Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

12.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго стобца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                   КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Гринёв                                  1) отправлен на поселение в Сибирь

Б) Пугачёв                                2) сопровождает освобождённую из                                                                       Белогорской крепости Машу домой

В) Савельич                             3) осуждён на смертную казнь

4) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

13.Как в литературоведении называется цитата, помещаемая перед текстом произведения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (например, пословица «Береги честь смолоду» в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина)?

 

Ответ: __________________________________________________

 

14.Назовите фамилию персонажа романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», указавшему Петру Гриневу путь в буране?

 

Ответ: ___________________________________________________

 

15.Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гриневым незнакомцу-вожатому)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

16.Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

17.Установите соответствие между тремя персонажами «Капитанской дочки» и их ролью в судьбе Марьи Ивановны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                   РОЛЬ В СУДЬБЕ МАРЬИ ИВАНОВНЫ

 

А) Швабрин                                       1)доставил её к родителям жениха

Б) Пугачёв                                         2)насильно удерживал её в неволе

В) Савельич                                      3)принял её в своём доме

                                                            4)освободил её из заточения

 

18.Как называется слово, употребляемое жителями определённой местности: «Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне»?

 

Ответ: __________________________________________________

 

 

С1.Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачёва?

 

 

С2.В каких ещё произведениях русской литературы используются фольклорные элементы?

 

 

Вариант 2

 

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, — сказал я хладнокровно; — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

— Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич. — Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

— Это, старинушка, уж не твоя печаль, — сказал мой бродяга, — пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

— Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. — Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

— Прошу не умничать, — сказал я своему дядьке, — сейчас неси сюда тулуп.

— Господи владыко! — простонал мой Савельич. — Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». — Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

 

1.Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.

 

Ответ: ______________________________________

 

2.Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

 

Ответ: _______________________________________

 

3.Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и к которому относят позднее творчество А. С. Пушкина.

 

Ответ: _______________________________________

 

4.Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

 

Ответ: ___________________________________

 

5.Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?

 

Ответ: ___________________________________

 

6.Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

 

Ответ: ___________________________________

 

7.Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

 

Ответ: ___________________________________

 

8.Как называется оригинальная законченная мысль, изреченная в лаконичной запоминающейся форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)?

 

Ответ: ____________________________________

 

9.Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                   ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А)Капитан Миронов                       1)доносит на товарища, как на пугачёвца-                                                                          изменника

Б)Гринёв                                             2)избегает тюрьмы и каторги, помилованный

                                                            императрицей

В)Швабрин                                        3)осуждён на смертную казнь

                                                               4)был убит мятежниками-пугачёвцами

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

10. Как называется обобщающая образная мысль, лежащая в основе художественного произведения и выражающая авторское отношение к действительности?

 

Ответ: _______________________________________

 

С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?

 

С2. Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории?

Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (21.10.2015)
Просмотров: 11534 | Теги: Капитанская дочка, ЕГЭ по литературе, пушкин | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: