Главная » Статьи » Литература » А.С. Пушкин

5 класс

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – 4-е изд. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 112 с.

 

 

Урок 1. Краткие сведения об А.С. Пушкине

 

Заполните по ходу сообщений учащихся правую часть таблицы.

 

Биография А.С. Пушкина

Мои замечания об услышанном

Прадедушка Абрам Петрович Ганнибал

 

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал

 

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин

 

Мать поэта, Надежда Осиповна Пушкина

 

Лев Сергеевич Пушкин, Ольга Сергеевна Пушкина, брат и сестра поэта

 

Арина Родионовна Яковлева, няня поэта

 

Никита Тимофеевич Козлов, «дядька» поэта

 

 

 

Урок 2. А.С. Пушкин «Няне»

 

1.Какую роль в творческой судьбе А.С. Пушкина сыграла няня?

_________________________________________________

 

2.Выпишите из стихотворения А.С. Пушкина «Няне» слова, передающие чувство сыновней любви поэта к няне.

_________________________________________________

 

3.Какие чувства героини переданы с помощью эпитетов, метафор, сравнений и повтора? Заполните третью часть таблицы.

 

Средство художественной выразительности

Пример

Чувства героини

Сравнение

«будто на часах»

 

Метафора

«медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

 

Метафора

«тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

 

Эпитет

«забытые ворота»

 

Эпитет

«чёрный отдалённый путь»

 

Повтор

«давно, давно ты ждёшь меня»

 

 

4.Запишите лексическое значение слова.

Человечность – _________________________________________

 

5.Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Няне»?

____________________________________________

 

Урок 3. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

1.Запишите лексические значения слов.

 

Богатырь – _________________________________________

Клюка – ___________________________________________

Кротость – _________________________________________

Кручиниться – ______________________________________

Лежанка – __________________________________________

Ломлива – __________________________________________

Подворье – _________________________________________

Приданое – _________________________________________

Рогатка – ___________________________________________

Терем – ____________________________________________

Трезвонить – _______________________________________

Целомудрие – _______________________________________

 

2.Прочитайте выразительно отрывок сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

 

Выпишите слова и выражения, свойственные народной речи.

____________________________________________________

 

3.Прочитайте выразительно отрывок от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь». Выпишите слова, передающие отношение автора к царице.

__________________________________________________

 

4.Прочитайте выразительно отрывок от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной…» до слов «За невестой молодой». Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

__________________________________________________

 

5.Какие нравственные идеалы нашли отражение в образах богатырей?

__________________________________________________

 

6.В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Продолжите фразы.

 

Между царевной и царицей есть внешнее сходство ____________________. Но по характеру юная царевна ___________, а царица _______________.

 

 

 

Урок 4. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

 

1.Продолжите ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

 

Елисей – мужественный, _______________________________________

 

2.Какова художественная идея сказки? Продолжите фразы.

 

Истинная ценность человека – это ______________________________.

Зло может скрываться за внешне привлекательной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает ________________________________________.

 

3.Заполните третью часть таблицы, указав события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» по образцу.

 

Композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

 

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

 

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

 

Развязка

Преодоление потери или недостачи

 

 

4.Заполните вторую часть таблицы примерами по образцу.

 

Черты литературной сказки

Примеры

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям – называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», царицу – «гневной бабой», а царевну – «моя душа»

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

 

Книжная лексика

 

Сочетание фантастического и реального

 

Стихотворная форма

 


 

Урок 5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

 

1.Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

______________________________________________________

 

2.Запишите названия сказок, в которых действуют эти персонажи.

_____________________________________________________

 

3.Запишите лексические значения слов.

 

Дол – ____________________________________

Дядька – __________________________________

Мимоходом – ______________________________

Пленять – ______________________________________

Тужит – ________________________________________

 

4.Что послужило поэту источником для названия местности «Лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

______________________________________________

 

5.Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор.

_____________________________________________________

 

6.Какое значение приобретает восклицание: «Там русских дух, там Русью пахнет!»?

_____________________________________________________

 

7.В чём смысл финальных строчек пролога?

_____________________________________________________

 

 

Урок 6. А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

 

1.Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию «зимняя дорога».

Зимняя дорога – глубокий снег _______________________________

 

2.Выпишите из текста слова и словосочетания, способствующие воссозданию образа зимней дороги.

____________________________________________________

 

3.Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

____________________________________________________

 

4.Запишите лексические значения слов.

Вёрсты – __________________________________________

Долгий – __________________________________________

Родной – __________________________________________

 

5.Выпишите слова и словосочетания, по настроению контрастные описанию зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

___________________________________________________

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется чередование ударных и безударных слогов в строке?

 

2.Подчеркните образно-выразительные средства, определяющие предмет с позиции автора и отличающиеся от простого определения художественной выразительностью. Укажите название таких средств.

            Сильный ветер, буйный ветер, красно солнце, яркое солнце, месяц светлоокий, месяц яркий, утренняя заря, молодая заря.

_______________________________________________________

 

3.Какие оттенки настроения переданы в форме обращения к неодушевлённым предметам в приведённом отрывке? Назовите используемое в данном случае образно-выразительное средство.

            Свет наш солнышко!

            Месяц, месяц, мой дружок…

            Ветер, ветер! Ты могуч…

________________________________________________

 

4.Каковы особенности пейзажа в поэзии А.С. Пушкина? Укажите значение термина «пейзаж». _____________________________________________

 

5.Назовите имена художников-иллюстраторов произведений А.С. Пушкина.



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; п
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (03.12.2017)
Просмотров: 862 | Теги: Няне, Руслан и Людмила, сказка о мёртвой царевне, пушкин, Зимняя дорога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: