Главная » Статьи » Литература » А.С. Пушкин

Философская лирика (карточки)

Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004

 

А.С. Пушкин

Философская лирика

 

Задания уровня А

 

Вариант 1

 

  1. Какова основная тематика философской лирики А.С. Пушкина? О чём основные раздумья поэта? Подтвердите свои рассуждения цитатам из произведений А.С. Пушкина.
  2. Докажите, что стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», построенное на сопоставлении трёх символических образов, завершает философскую лирику А.С. Пушкина.

 

Вариант 2

 

  1. Как философская идея вечного обновления жизни выражена в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835)? Докажите, что гармония природы умиротворяет горечь и трагедию старения и умирания.
  2. Почему раздумья о смысле истории являются важными философскими размышления? Проанализируйте стихотворения «Стансы», «Нет, я не льстец…», «Какая ночь…».

 

Вариант 3

 

  1. Как идея нравственной несовместимости гения и злодейства разрабатывалась А.С. Пушкиным? При ответе опирайтесь на стихи: «Наполеон на Эльбе» (1815), «Наполеон» (1821), «Недвижный страж дремал…» (1824), «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..» (1824), «Герой» (1830). Сравните эти стихи с рассуждениями в романе «Евгений Онегин» (глава 7, строфа XXVII).
  2. А.С. Пушкин писал: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». В каких произведениях А.С. Пушкин критикует идею наполеонизма? Приведите примеры, обоснуйте своё мнение.

 

Задания уровня В

 

Вариант 1

 

  1. Что такое философия эпикурейства? Как она связана с ранней лирикой поэта? Подтвердите свои мысли цитатами из произведений А.С. Пушкина.
  2. Почему «покой и воля», по мнению поэта, высшие ценности бытия? Оцените эту позицию, проанализировав стихотворение «Пора, мой друг, пора…».

 

Вариант 2

 

  1. Как в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) поэт определяет высший смысл бытия, приближение к гармонии? Прокомментируйте слова:

Тебе я время уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

  1. «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы», – писал поэт. Как А.С. Пушкин решал в своих произведениях философскую проблему личности и народа? Приведите примеры, обоснуйте своё мнение.

 

Вариант 3

 

  1. Как в стихотворении «Телега жизни» (1823) поэт стремится передать свои мысли в образах-символах, по-своему осмыслить разные периоды жизни человека?
  2. В связи с какими философскими раздумьями А.С. Пушкин пишет стихи «Дар напрасный, дар случайный…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Странник»?

 

Задания уровня С

 

Вариант 1

 

  1. Проанализируйте поэму «Анджело» и докажите, что умудрённый жизненным опытом А.С. Пушкин отказывается от юношеских страстей, от желания выступить судьёй и приходит к выводу, что любого человека можно понять, оправдать и простить.
  2. Как А.С. Пушкин в стихотворениях «Наполеон», «Недвижный страж дремал…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..», «Герой» развенчивает идею наполеонизма, идею сильной личности?

 

Вариант 2

 

  1. Прокомментируйте следующие строки:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

  1. Почему проблема власти вызывала у поэта особые философские размышления? В своём ответе опирайтесь на стихотворения «Мирская власть» (1836) и «Из Пиндемонти» (1838).

 

Вариант 3

 

  1. Как А.С. Пушкин осмысляет идею свободы? Почему иногда с горечью признаётся, что только терял время и силы, подавая свой голос в пользу свободы и вольности? Проанализируйте строки из стихотворения «Бывало в сладком ослепленье…» (1823):

К чему свободы вольный клич!

Стадам не нужен дар свободы,

Их должно резать или стричь,

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

  1. Проанализируйте стихотворения «Я пережил свои желанья…» (1821), «Моё беспечное незнанье…» (1823), «Воспоминание» (1828). Покажите, как глубоко поэт мучится ощущением бессмысленности жизни, бесцельности существования, невозможностью постичь высший смысл бытия.


Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (25.03.2014)
Просмотров: 2070 | Теги: А.С. Пушкин, философская лирика, Карточки по литературе | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: