Главная » Статьи » Литература » Д.И. Фонвизин

"Недоросль". Справочник

Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)

 

История создания пьесы «Недоросль» (1782)

Пьеса написана во 2-й половине XVIII в., в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 году и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

 

                      Действующие лица

Простаков                                                          госпожа Простакова, жена

Митрофан, сын                                                 Еремеевна, кормилица

Правдин                                                             Стародум

Софья, племянница Стародума                      Милон

Г-н Скотинин, брат Простаковой                     Кутейкин, дьячок

Цыфиркин, отставной сержант                       Вральман, учитель

Тришка, портной

 

Содержание

Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку – выгодно его женить. В доме Простаковых на правах бедной родственницы живёт Софья и терпит от хозяйки грубость. Простакова намерена выдать её замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнаёт, что Софья – богатая наследница, планы её меняются: теперь она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном. Но в финале пьесы все её планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковых берёт под опеку государство. Финал комедии неоднозначен, так как в действительности такого не было (получалось, что Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II).

 

Финал комедии

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы

едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

 

Смысл названия пьесы

В XVIII веке недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.

У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл.

 

Митрофан

Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного

Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей

Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум)

 

Система персонажей комедии

Чётко выделены три группы:

в каждой три мужских и один женский образ

Положительные герои

Отрицательные герои

Воспитатели

Софья

Стародум

Правдин

Милон

Простакова

Простаков

Митрофан

Скотинин

Еремеевна

Цыфиркин

Кутейкин

Вральман

 

Композиция – это построение. Элементы композиции:

1.Экспозиция (знакомство с героями)

 

Житейский конфликт

Идеологический конфликт

2.Завязка

У  Простаковой возникает план женить «братца» на «денежках» Софьи;  после того как становится известно о Софьином приданом и возникает новый план – женить на ней Митрофанушку

Правдин уже три дня живёт в доме Простаковой с намерением пресечь творящиеся в нём беззакония.

 

3.Развитие действия

4.Развязка

Софья выходит замуж по любви за Милона

Правдин отбирает имение у Простаковых

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

 

Госпожа Простакова

  • Значение имени: от «простой, простак». В XVIII веке слово «простой» и мело значение «пустой, ничем не занятый».
  • Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит («Я люблю, чтоб и чужие меня слушали»)
  • Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лёжа на сундуке с деньгами.
  • Простакова не получила ни воспитания, ни образования, не умеет ни читать, ни писать («Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому») и считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
  • Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни – личная выгода.
  • Характер и жизненные установки Простаковой – не её вина, а результат дурного воспитания: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства!»
  • Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится. Тришку называет: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. Мужу говорит: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши». И только к сыну ласкова: «Митрофанушка, друг мой», «друг мой сердечный», «сынок».
  • С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотичная по отношению к мужу, помыкает им: «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
  • Самовластная, безнравственная, «презлая фурия», любит только сына: с ним нежна и заботлива: «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». Смысл ей жизни – забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.  «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
  • В финале комедии Простакова, когда от неё отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.

 

Правдин о Простаковой

  • «Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
  • (Митрофану) «Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья»

Софья о Простаковой:

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости»

 

Скотинин

 

  • Значение имени: образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
  • Невежественен, глуп, жаден. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
  • Типичный представитель мелкопоместных дворян. Свирепый крепостник. «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».  
  • Грубый, невежественный, деспотичный: «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»
  • Самовлюблённый: «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»
  • Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить её именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем – чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
  • Ради возможности выгодно жениться готов уничтожить своего соперника – родного племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: главный интерес в жизни Тараса – скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нём тёплые чувства, только к ним он проявляет заботу. По его разумению, и род Скотининых «старее Адамова, создан Творцом вместе со скотами».
  • В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (то есть всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждёт наказание за грубое отношение к дворовым.

 

   Митрофанушка

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям. 

Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить – не знает любви даже к своим близким. 

Несмотря на его невежество, он умеет подластиться к матери, готов к похищению Софьи, изворачивается и хитрит  в сцене экзамена. 

В речи много просторечных слов, часто его тон капризен и груб. Простакова и минуты не живёт без брани – сын вслед за ней кричит на кормилицу (называет Еремеевну «старой хрычовкой», угрожает ей расправой), грубит учителям.

Так же, как и мать, признаёт лишь право сильного. Пока она держит в своих руках власть, он с ней, но как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт: «Да отвяжись, матушка, как навязалась..». 

Почему Митрофан копирует мать? Удобно быть на неё похожим: в мире Скотининых и Простаковых можно выжить лишь придерживаясь такого же стиля поведения. 

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так нередко и в наше время называют молодых людей невежественных и ничего не желающих знать: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

 

ЗАДАЧИ АВТОРА

 

*    Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

*    Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

*    Выяснить причины, уродующие личность.

*    Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших – «недорослями», но закон 1736 года продлил право оставаться недорослями до 20 лет (до получения образования)..

*    Обострить основной конфликт времени – конфликт между невежеством и просвещением.

*    Вынести на обсуждение тему воспитания.

*    Правдиво изобразить жизнь, расширить рамки классицизма, ввести элементы реалистического изображения действительности.

 

Фонвизин упоминается в романе «Евгений Онегин»:          

 Там в стары годы,

 Сатиры смелый властелин,

 Блистал Фонвизин, друг свободы,

 и переимчивый Княжнин...

 

Род литературы – драма

Направление – классицизм

Жанр – комедия

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

 

Стародум

  • Человек, думающий «по-старому» (отдаёт предпочтение предыдущей, Петровской эпохе, сохраняет её традиции, так как воспитан в духе Петровского времени).
  • Человек просвещённый, патриот. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
  • Нравственность ценит выше просвещённости: «Ум, коли он только что ум, самая безделица…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
  • Указывает главную причину появления таких людей, как Простаковы и Скотинины, – это государство. Благодаря указам императрицы, охранявшим права дворянства, в стране процветают «вывихнутые», «немые», «горбатые» души, в которых, по словам Стародума, «благородство погребено с их предками». В этом и заключается весь пафос обличительной комедии.
  • Всего добивается честным трудом: «Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества».
  • Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не починам и положению в обществе
  • С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи
  • Наследство, оставленное им Софье, делает её самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
  • Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всём повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон – одно лицо.
  • Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии

 

Идеалы Стародума

 

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.

 

*       Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

*       Невежда без души – зверь.

*       Великий государь есть государь премудрый.

*       Начинаются чины – перестаёт искренность.

*       Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

*       Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

*       Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

*       Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

*       Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

*       Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван.

*       Последуй природе, никогда не будешь беден.

 

Правдин

  • Правдин – честный и безупречный чиновник (ревизор, наделённый правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку).
  • Служит чиновником в наместничестве – учреждении, созданном в 1775 году Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
  • Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
  • В финале комедии Правдин от имени правительства берёт в опеку имение Простаковой, лишая её права самовольно распоряжаться крестьянами

 

Милон

  • Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный
  • Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней
  • «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
  • Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов – Скотинина и Митрофана
  • Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой
  • Спасает Софью от похищения

 

Софья

  • Имя в переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
  • Скромная, благоразумная, добродетельная
  • Является воплощением «добродетели в руках порока»
  • Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры: «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»
  • Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы
  • Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии
  • В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берёт под опеку

 

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ

ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

Законы классицизма

Построение комедии

Правила «трёх единств»

Единство места

поместье Простаковых

Единство времени

в течение одних суток

Единство действия

борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Назначение комедии: смехом казнить пороки

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина). Митрофан,Вральман,Кутейкин, Правдин,Стародум,Софья (греч. «мудрость»)

Все любимые (положительные) герои Фонвизина  соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

 

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ

ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

*    Автор стремится к более правдивому изображению жизни.

*     Многогранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма.

*    Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

*    Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеевна, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

*    Каждый персонаж – это не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

*    Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

*    Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.

*    Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

 

ВОСПИТАТЕЛИ

Еремеевна, Тришка

Нужны автору для большего изобличения крепостного права: у них нет чувства собственного достоинства, нет не только ненависти, но даже протеста по отношению к своим угнетателям. Еремеевна беззаветно предана хозяевам, рабски привязана к ним. Не щадя себя, оберегает Митрофана («Издохну на месте, а дитя не выдам!»). В доме Простаковых – Скотининых она служит более 40 лет, но никогда не получала благодарности за свою верность.

 

Пафнутьич Цыфиркин

- учитель математики, бывший солдат

- не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за своё дело

- отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение и положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

 

Сидорыч Кутейкин

- учитель русского и церковнославянского языков

- не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами»

- хитёр, жаден, за что в финале наказывается

 

Вральман

- учитель истории, «по-французски и всем наукам», немец

- оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя,

- по мнению Простаковой, он лучше других учителей (она мало что понимает из слов немца, а это внушает ей уважение, и, главное, он не перетруждает Митрофана),

- то, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей

Категория: Д.И. Фонвизин | Добавил: филолог (03.07.2015)
Просмотров: 7025 | Теги: ЕГЭ по литературе, Недоросль, Фонвизин | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: