Главная » Статьи » Литература » Ф.И. Тютчев

"Слезы людские..."

Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997

 

«Слезы людские, о слезы людские…» (1849)

 

            «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: «Я сочинил несколько стихов» и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

                        Слезы людские, о слезы людские,

                        Льётесь вы ранней и поздней порой,

                        Льётесь безвестные, льётесь незримые,

                        Неистощимые, неисчислимые,

                        Льётесь, как льются струи дождевые,

                        В осень глухую, порою ночной…»

              И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874

 

Задание № 1

 

            «Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И всё это в шести строчках!»

              И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874

 

            «Проблема «отчуждённой» личности и в силу этого страдающей в 40-х гг. перерастает у него в проблему «маленького» человека, обиженного и ущемлённого жизнью. В эти годы Тютчев осознавал и художественно пережил то, что страдающей в современной действительности оказывается не только отдельная личность, но и целая категория людей. Вначале в его стихах она не получила социального обозначения. Она предстала в его сознании как группа людей плачущих и как художественный образ слёз… Объективно стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» развивает тему униженных и оскорбленных, бедных людей, «маленького» человека».

                                    В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. 1978

 

            К.В. Пигарев охарактеризовал стихотворение как «согретое подлинным гуманизмом», что «оно является одним из лучших произведений русской реалистической поэзии». «И хотя оно лишено какого-либо конкретного намёка на современную поэту действительность, читатель имел основание относить его прежде всего к придавленному нищетой и бесправием русскому народу. Тем самым стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» становилось в один ряд со стихотворением такой открыто общественной направленности, как «Русской женщине».

                                    Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978

 

            Примерно так же, как Касаткина и Пигарев, воспринимает стихотворение и Петрова, в котором выразилось, по её мнению, «очень определённое ощущение современной поэту жизни. Ощущение это было безрадостным». В то же время исследовательница склонна увидеть и обобщённо-философский смысл стихотворения, трагическое осмысление человеческого бытия. «Осенний дождь заставил поэта почувствовать бесконечность и беспросветность человеческих страданий. Совершенная образная структура стихотворения с характерными для Тютчева смысловыми и звуковыми повторами, единая стиховая «вязь» строк делают пугающе ощутимыми эти «безвестные», «неисчислимые» слеза – символ горестного удела человека»

                        И.В. Петрова. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. 1988

 

            Сопоставьте восприятие стихотворения «Слезы людские, о слезы людские…» разными исследователями творчества Тютчева. Какая оценка содержания стихотворения, мыслей и чувств поэта показалась вам ближе и почему?

            Чем объясняется различие в подходах к стихотворению, проявившееся в приведённых высказываниях?

            В чём видите вы основную тему раздумий поэта и основную тональность?

 

Задание № 2

 

            «Художественное обаяние этих строк заключается в полном соответствии их словесного и метрико-ритмического строя лирическому содержанию стихотворения. Оно написано четырёхстопным дактилем, который является, если можно так сказать, самым грустным из стихотворных размеров. Интонация неизбежной грусти достигается усиленными повторами слов и созвучий, в частности введением дополнительной внутренней рифмы в четвёртом стихе: «…льётесь незримые, неистощимые, неисчислимые».

                                    Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978

 

            Прав ли, по-вашему, автор, считая четырёхстопный дактиль самым грустным из стихотворных размеров? Докажите правильность этого утверждения или опровергните его на примеры разбора текста «Слезы людские, о слезы людские…» или другого тютчевского стихотворения, написанного этим размером.



Источник: http://Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост.
Категория: Ф.И. Тютчев | Добавил: филолог (26.03.2017)
Просмотров: 1273 | Теги: Ф.И. Тютчев, Слезы людские... | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: