Главная » Статьи » Литература » И.С. Тургенев

И.С. Тургенев "Ася"

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Краткие сведения об И.С. Тургеневе

 

1.Составьте план рассказа об И.С. Тургеневе, используя материалы статьи учебника и сведения, полученные в ходе изучения жизни и творчества автора в 5 – 7 классах.

__________________________________________________________

 

2.Запишите названия произведений И.С. Тургенева, изученные вами в 5 – 7 классах и прочитанные самостоятельно. Коротко сформулируйте художественную идею одного из них.

__________________________________________________________

 

3.Запишите план сообщения на тему «И.С. Тургенев о русском языке».

__________________________________________________________

 

4.Запишите ответ на вопрос: «Какие события жизни И.С. Тургенева оказали влияние на замысел повести «Ася»?»

__________________________________________________________

 

 

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.

 

1.От чьего лица ведётся повествование в произведении? Какой смысл привносит этот приём в художественное произведение?

________________________________________________________

 

2.Назовите известные вам произведения, где использован сходный приём.

________________________________________________________

 

3.Какой смысл приобретает цитирование в начале повести строчек поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?

________________________________________________________

 

4.Выпишите из текста фразы, характеризующие господина Н.Н. Составьте устный рассказ о герое.

________________________________________________________

 

5.Выпишите цитаты, позволяющие составить представление о Гагине. Составьте краткий рассказ о герое.

________________________________________________________

 

6.Прочитайте выразительно фрагмент повести от слов «…он надел круглую шляпу…» до слов «…мы вернулись домой». Что объединяет Гагина и господина Н.Н.?

_________________________________________________________

 

7.Выпишите из отрывка слова и словосочетания, воссоздающие образ Германии, от слов «Городок этот мне понравился…» до слов «…флейта свистала бойко». Составьте устный рассказ о Германии в изображении И.С. Тургенева.

 

Германия в повести «Ася»

Мир природы

Предметный мир

Мир звуков и запахов

Мир людей

 

8.Повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями. Запишите комментарии имён и образов.

 

Гретхен __________________________________________________

«Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами…» _____________________________________

 

Композиция повести. Образ Аси.

 

1.Озаглавьте части повести, соответствующие указанным в таблице номерам глав. Укажите элементы фабулы.

 

Главы

Названия

Элементы фабулы

1 – 8

 

 

9

 

 

10 – 15

 

 

16

 

 

17 – 20

 

 

21

 

 

22

 

 

 

2.Выпишите из 2 главы повести цитаты, воссоздающие портрет Аси.

______________________________________________________________

 

3.Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению.

Какие роли играет Ася? Что влияет на её поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами по образцу.

 

«Что за хамелеон эта девушка!»

«Помнится, нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан»

«За столом она держалась чопорно, едва отведывала кушанья»

«Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле»

 

«В тот же день, вечером, я читал Гагину “Германа и Доротею’’»

 

 

4. «Что за хамелеон эта девушка!» – невольно восклицает герой. Какой смысл приобретает слово «хамелеон»?

_______________________________________________________________

 

5.Что является причиной противоположных настроений Аси?

________________________________________________________________

 

6.Отдаёт ли себе отчёт господин Н.Н. в своём чувстве к Асе? Какие чувства испытал господин Н.Н., узнав о судьбе Аси? Прочитайте фрагмент от слов «Вид был, точно, чудесный…» до слов «её душа мне нравилась». Выпишите ключевые слова, характеризующие Асю.

_____________________________________________________________

 

7.Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н., представляющий собой завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различия героев.

К чему стремится Ася? Как характеризует господина Н.Н. его замечание: «Попытайтесь»?
_____________________________________________________________

 

8.Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести, протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася». Какие слова, сказанные во время объяснения Н.Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из главы 16 слова и словосочетания – внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои?

__________________________________________________________

 

Ася

Н.Н.

 

 

 

9.Выпишите из текста слова и фразы, в которых звучит мотив смерти. Почему мотив смерти сопровождает образ героини?

__________________________________________________________

 

10.Почему в повести отсутствует развязка? Выпишите из текста цитату – ответ на вопрос.

__________________________________________________________

 

 

Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению

 

1.Выпишите из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив вторую часть таблицы. Составьте комментарии эпизодов и запишите их в третью часть таблицы по образцу.

 

Эпизод

Цитаты

Комментарии

От слов «Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком» до конца второй главы

Быстрая река, перевозчик, бодрый старик, лунный столб, чернея, колыхались волны, лунный столб тянулся золотым мостом

Лунный столб над Рейном – знак разрешения всех противоречий, вечного единения природного мира. Рейн – соединительное звено между героями и одновременно преграда

От слов «Мы проболтали часа два…» до слов «…в стаканах заблестел таинственным блеском»

 

 

10 глава повести

 

 

 

2.Какая тема звучит в легенде о Лорелее? Как образ Лорелеи соотнесён с образом Аси?

_________________________________________________________________

 

3.Прочитайте фрагмент 4 главы от слов «Помнится, я шёл домой…» до слов «…досада меня разбирала». Какие мотивы звучат в этом описании?

_____________________________________________________________

 

4.Уже до свидания Аси и Н.Н. трагичный конец был предрешён. Гагин замечает: «До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она полюбит». «Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит непременно». Сама Ася говорит герою: «Умереть лучше, чем жить так». С самого начала и до эпилога через текст проходят метафорические пророчества грядущей трагедии. Выпишите из текста цитаты, содержащие предзнаменования грядущих печальных событий.

 

Мотивы рока в повести

Фрау Луизе

«Беззубое» старушечье лицо фрау Луизе похоже на лицо колдуньи

Комната, где происходит свидание

 

Руины замка

 

Каменный крест

 

 

5.Какое символическое значение приобретает образ каменного креста?

______________________________________________________________

 

6.Какова художественная идея повести?

______________________________________________________________

 

 

 

Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется высокая идея художественного произведения, определяющая стиль и эмоциональную выразительность текста?

________________________________________________________________

 

2.Назовите предметы, действия, условно обозначающие какое-либо понятие, идею в повести «Ася». Укажите название литературоведческого термина.

_______________________________________________________________

 

3.Назовите образно-выразительное средство в примере «Ветер упал, точно крылья сложил».

_______________________________________________________________

 

4.Какие правила, принципы литературного творчества находят отражение в повести? Укажите название литературоведческого термина.

_______________________________________________________________

 



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (10.11.2014)
Просмотров: 8218 | Теги: 8 класс, Тургенев Ася, литература | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: