Главная » Статьи » Литература » И.С. Тургенев

Образ Базарова

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

 

Образ Базарова

 

            Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», представлен автором как недавно возникший в российском обществе тип («нигилист»), появление которого становится своеобразным «знамением времени». К моменту создания романа в русской классической литературе уже существовала традиция изображения «героя времени». К наиболее известным произведениям такого рода относятся роман Лермонтова «Герой нашего времени», роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Анализ данной темы поможет проследить отличительные особенности созданного Тургеневым персонажа и средства его изображения.

            Базаров – сильный, наделённый природным умом и уверенный в себе человек. В диалогах, спорах обнаруживается твёрдость и прямота Базарова. Во всех спорах он обычно выходит победителем, критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни – «всякий человек сам себя воспитать должен, – ну хоть как я, например».

            К родителям относится с любовью («таких людей днём с огнём не сыщешь»), но без сентиментальности, характерной для дворянства. Во время болезни выдержан, доброжелателен, старается подбодрить отца. В то же время Базаров показан человеком жёстким, иногда и жестоким, безжалостным. Как и некоторые другие герои, живущие идеей (например, Чацкий), Базаров совершенно не способен понять и принять позицию собеседника, «чужую правду». Он оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчёркивает его грубоватую манеры держаться: он не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтрака, лишь «нагнув головою», приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьёт чай», отвечает небрежным тоном, позёвывая… выражает презрение к среде, в которую попал, пренебрежительно относится к окружающим, совершает резкие выпады против отца и дяди Аркадия (о Павле Петровиче: «дурь из него не вся вышла»; «приговор» Николаю Петровичу: «он человек отставной, его песенка спета»). Отмечается нежелание смягчить остроту насмешек над всем отжившим, дворянским.

            В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал своё равнодушие, презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворённо любить. На смену наивному цинизму («это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «кто бы она ни была – просто ли губернская львица или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно»; «посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр»; «сказано – первый сорт»; «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений.

            Если сначала «Базаров любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни», то теперь «…кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другие в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней непоколебимой уверенности.

            В высказываниях Базарова появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. «Узенькое место, которое занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет, и часть времени, которую мне удаётся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже…», – говорит он Аркадию. Это положение «песчинки», «атома» во власти стихий природы, по-видимому, Базарова не удовлетворяет. Обратите внимание на пессимистическое восприятие природы Базаровым: «Вон молодец муравей, тащит полумёртвую муху. Тащи её, брат, тащи. Не смотри на то, что она упирается, пользуйся тем, что ты в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». Если рассматривать в этом контексте другую фразу Базарова («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), то получится, что человек, объективно участвуя в этом естественном отборе, должен стараться подчинить природу своей воле.

            Прежнее нигилистическое представление о том, что люди подобны деревьям в лесу, давало Базарову возможность смотреть на мир более или менее оптимистически: нет необходимости всматриваться в душу каждому отдельному человеку, все люди одинаковы, у всех «одна и та же селезёнка», а различия между людьми – это что-то вроде болезней, и объясняются они социальным несовершенством: «исправьте общество, и болезней не будет». Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически, поскольку ему не даёт покоя мысль о собственной смерти: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает». В его последнем диалоге с Одинцовой отчётливо слышны романтические нотки: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». «Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате! Ну, прощайте, живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время». Сохраняется его привычная ирония, но теперь она более глубокомысленна и направлена не на других, а на себя: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается».

            Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт, переживаемый Базаровым: требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознаёт это.  

           



Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 19
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (22.07.2018)
Просмотров: 674 | Теги: Отцы и дети, образ Базарова, Тургенев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: