Главная » Статьи » Литература » Л.Н. Толстой

"Война и мир"

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

 

«Война и мир»

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  

Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.

Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

«Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)

Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.

Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.

Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.

Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

 ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

 Роман- эпопея

 

Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805 – 1821)

Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.

Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.

Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.

Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.

 ПРОБЛЕМАТИКА

Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определённой философии жизни.

Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю  жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.

Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России.

Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на  свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришёл к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся личности – историей управляет «роевое движение масс».         

Одной из главных поставленных в романе проблем является проблема человеческого счастья, поисков смысла жизни. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – натуры ищуще, страдающие. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к самосовершенствованию и пониманию самого себя.

 

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

 

Война

Мир (мiръ)

Военные столкновения враждующих армий.           

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет, Вселенная

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.           

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Это смерть.

Это жизнь.

 

 

Основной художественный приём – антитеза

 Антитеза – противопоставление. Этот приём составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

 

 «Мысль народная» (тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной)

            В изображении народа воплощён толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – часть народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.

 

«Мысль семейная»

Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убеждён, что только в семье человек получает всё то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности  и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

 

Авторская позиция

Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.

 Персонажи романа

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных).

В изображении главных персонажей используются приёмы антитезы и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот приём «диалектикой души»).

Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убеждён, что нельзя называть человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество». Он показывает героев застывших и изменяющихся.

 

Любимые герои Толстого

Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самосовершенствованию, к духовным исканиям, к самоанализу.

Любимые герои Толстого не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезными, любить и быть любимыми. Главный объект творчества писателя душа человека. Ему интересно проследить, какой путь проходит душа в стремлении к высокому, идеальному.

 

Нелюбимые герои Толстого

 Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но их красота мертвенна. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен Курагиной. Духовная нищета нелюбимых героев особенно ярко показана в событиях 1812 года: они озабочены только собственной судьбой, а не судьбой страны. Характерно, что к концу романа люди типа Курагиных и Друбецких один за другим исчезают из текста – становятся окончательно неинтересны Толстому.

 

Н.Г. Чернышевский – «диалектика души»

 

Приёмы психологического анализа      

 

В повторяющихся деталях

Мертвенная, застывшая красота нелюбимых героев (Элен, Анатоль, князь Василий, Жюли) и некрасивые внешне любимые герои (Наташа, княжна Марья, капитан Тушин).

 

В способности к самосовершенствованию

Процесс поиска истинного, непреходящего в жизни ярко показан на примере Пьера и Андрея. Они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей: Пьер разочаровывается в масонстве, Андрей – в государственной службе. Физическая боль после ранения и душевная боль при виде страдающих людей приводят Андрея к понимании истины необходимости любви к ближнему. Встреча Пьера с Платоном Каратаевым делает его ближе к народу, в общении с ним он набирается мудрости и обретает спокойствие.

 

В «диалектике души».

Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения измерения душевных состояний человека. Николай Ростов проигрывает огромную сумму денег Долохову, возвращается домой в полном душевном смятении, но, услышав пение Наташи, понимает, что в жизни важно, а что – преходяще. Для Андрея такими моментами стали небо Аустерлица и болезнь маленького сына.

 

В отношении к семье, любви, природе

Нелюбимые герои Толстого не умеют любить, а семья для них – лишь живое родство. Брак для них – только выгодная сделка (семья Курагиных, бездетная Шерер, Наполеон с портретом сына). У любимых героев отношения в семье построены на любви и самоотдаче (семьи Ростовых и Болконских). Нелюбимые герои оторваны от природы – у любимых с нею тесная связь (вспомним небо и дуб князя Андрея, Наташу в Отрадном, сцену охоты, небо для Пьера в плену).

 

В изображении снов

Пьер в снах видит свои слабости, в них к нему приходят решения проблем. Сон князя Андрея – светлый и гармоничный. Сон Николая Болконского – рациональный и проблематичный.

 

Высший свет – это …

Бездуховность, неестественность, лицемерие

 По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями: простора, доброта и правда. В петербургских салонах высшего света, где собираются сливки общество (вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины), всё неестественно (Анна Павловна держится с искусственным энтузиазмом, князь Василий говорит лениво, как актёр слова старой пьесы.  В поведении и взаимоотношениях людей нет ни простоты, ни добра, ни правды – кругом маски, а под ними духовное убожество и безнравственность. Вот почему естественность и открытость Пьера так напугали Шерер.

 

Вражда и борьба «за блага бренные»

Мы видим Друбецкого и князя Василия, вцепившихся в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Охота на Пьера, ставшего богачом, и его женитьба на Элен (не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет их).

Осада Марьи Болконской, богатой невесты для Анатоля Курагина.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого с Жюли Курагиной. (Жюли знает, что этот нищий красавец не любит её, но требует за своё богатство объяснения в любви.)

 

Ложный патриотизм

Весь патриотизм проявляется в отказе от французской кухни и французского театра.

Сначала двуличный князь Василий восхищался Кутузовым, а когда пришло известие о сдаче Москвы, сказал, что нельзя было и ожидать другого от «слепого развратного старика».

Показана боязнь личной ответственности за принятие решений в военной среде. Накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько его сходом, сколько своими будущими наградами.

Толстому была ненавистна «игра в войну» императора. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицыном лугу – одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением).

 

«Мысль народная»

 

В комментариях автора

Толстой писал, что главная мысль романа – «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа писатель говорит о том, что до сих пор история писалась как история отдельных личностей (как правило, тиранов-монархов) и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мнению Толстого, это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Это война справедливая для русских, поэтому их дух и воля привели к победе.

 

В действиях героев романа

Герои романа, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъём перед Бородинским сражением; все мысли Пьёра направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона. Наташа отдаёт подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом.

 

В массовых сценах

Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах:

сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит всё добро разгадать солдатам, а что нельзя вынести – поджечь).

сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и, готовясь к бою как к священному событию, не пили водку).

сцена боя партизан с французами (гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова).

 

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»

 

Война 1805 – 1807 годов

В 1805 – 1807 годах война шла на чужой территории и за чуждые интересы. Рассказывая о событиях 1805 года, Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии. Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.

 

Шенграбенское сражение

 В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия, по сути, добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие народной войны 1812 года.

 

Аустерлицкое сражение

В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, так как у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение, по сути, было проиграно ещё до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали своё положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связано с народной войной.

 

НАПОЛЕОН

КУТУЗОВ

Главный приём – антитеза

Резко противопоставлены друг другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии; Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона.

Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «малый ростом», обращается внимание на «круглый живот» и «жирные ляжки коротких ног».

В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нём нет ни капли актёрства: живое лицо, выразительная фигура и

Мелочная раздражительность, актёрство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчёркнуты холодность, напыщенность, он всё время позирует, играет роль героя. «Он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый  и нравственной опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человечным и живым изображён он в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах.

Жесток в стремлении удовлетворить своё честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречён на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покорённых им государств – у него другая мера: «Нет величия там, где нет простоты и правды».

Изображён полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределён нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.

В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для замыслов Сперанского. В этом характерные заблуждения Пьера и Андрея. «Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один» – символизирует вольное или невольное презрение к людям, эгоизм, разобщение. 

Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом. Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена. Подлинно велик народный полководец, думающих о славе и свободе Отечества.

 

Капитан Тушин

 

Портрет

 

«Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой» показан глазами князя Андрея, который видит во всём его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нём много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.

 

Шенграбенское сражение

 

Забытая батарея

Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню, чем заслужил похвалу Багратиона. Во время сражения про батарею забыл (прикрытие по чьему-то приказанию ушло), но артиллеристы продолжали стрелять. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищённые пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая зажечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, дав русским время отступить.

 

Фольклорные мотивы

 

В изображении боя

 В бою подчёркнуто весёлок, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «выбегал вперёд и из-под маленькой ручки смотрел на французов». Подчёркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.

 

В сознании капитана

Толстой рисует особый мир в сознании Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Видишь, пыхнул опять теперь мячик, жди». Вероятно, и сам он представляет себя таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные ядра.

 

«Мысль семейная»

Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приёмов Толстого. «Мысль семейная» – важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд). Сред всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи. Семья для него – основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей.

 

Семья Ростовых

Ростовы живут «жизнью сердца», легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Их главные черты – искренность, естественность, простота, откровенность, бескорыстие. Рассказывая об этой семье, Толстой описал свой идеал.

 

Семья Болконских

 Отличительные черты – аристократизм, интеллигентность, подлинная забота о государственных интересах, широта политической мысли, строгая требовательность в отношении к себе и к людям, гордость. В семье царит разум, а не чувства. Такие качества, как долг, честь, благородство, патриотизм передаются из поколения в поколение.

 

Семья Курагиных

 В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди, родные только по крови. Отсутствие духовного родства делает семью формальным объединением, не способным воспитать нравственное отношение к жизни. Члены этой семьи оказываются способными лишь к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва князя Андрея и Наташи, Элен едва не разбила жизнь Пьера. Они эгоистичны, лишены взаимного уважения и погружены в пучину лжи и фальши. Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом.

 

Семья Ростовых

 

Граф и графиня Ростовы

Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху, в их доме атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьёй.

 

Николай Ростов

 «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Служит в гусарском Павлодарском полку. Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трёх составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.

 

Наташа Ростова

 Выросла в нравственно чистой атмосфере семьи, и многие черты характера объясняются семейными «корнями». Выйдя замуж, как мать, заботится о муже и детях, проявляет хозяйственность. Есть в ней и черты отца: доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.

 

Соня

Она не родная дочь в семье, но ей здесь очень уютно, потому что её так же трепетно и нежно любят, как и других детей.

 

Петя Ростов

 Младший сын Ростовых, всеобщий любимец. Добрый, честный, по-детски наивный. Охваченный сильным патриотическим чувством, добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.

 

Вера

 Её странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в семье. Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.

 

Семья Болконских

 

Князь Николай Андреевич

Гордится происхождением от Рюрика (вывешивает в столовой генеалогическое древо), но не признаёт Бога.

Аристократ, соблюдает неукоснительный порядок во всём. Основные черты – сдержанность чувств, великодушие и достоинство. Но аристократизм для него – это порядок без чопорности, чувства без сантиментов, страстность без аффектации.

Постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью.

Много лет безвыездно находясь в деревне, в подробностях знает все военные и политические события.

Считает, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум»; всегда педантично следует своим убеждениям.

Зорко, «насквозь» видит людей (с княжной Лизой, женой сына, поначалу ласков, но, не найдя в ней ничего значительно, теряет к ней интерес).

 

Княжна Марья

У неё некрасивое лицо с прекрасными лучистыми глазами, глядя в которые забываешь о некрасивости лица, тяжёлых шагах, нескладности фигуры. Она – воплощение глубокого духовного начала и удивительной, самоотверженной любви. Все её достоинства особенно ярко проступают в сравнении с Жюли Курагиной. Она умна, романтична и религиозна. Покорно переносит издёвки отца, не переставая его любить.

 

Князь Андрей

От отца, участника походов Суворова, ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. Во время войны 1812 года он воюет на передовой.

 

Николенька

Сына князя Андрея мы видим в эпилоге маленьким мальчиком. Но он уже внимательно слушает Пьера, и в нём происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.

 

Семья Курагиных

 

Князь Василий

Глава семьи – светский лев, расчётливый, холодный проходимец. Фальшивость, неестественность, алчность – вот основные его черты. Деньги и положение в обществе являются главным в его жизни. Ради денег он готов совершить самые низкие поступки, даже преступления

 



Источник: http://Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010
Категория: Л.Н. Толстой | Добавил: филолог (24.03.2014)
Просмотров: 6624 | Теги: Война и Мир, Л.Н.Толстой, справочник, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: