Главная » Статьи » Литература » М.А. Шолохов

"Судьба человека". Справочник

   Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984)

 

Рассказ «Судьба человека»

 

Рассказ написан в 1956 году, опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956 – 1957 годов.

 

«Судьба человека» была прочитана киноактёром Сергеем Лукьяновым по Всесоюзному радио, после чего получила народное признание.

 

Символика названия

 

В произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты (обобщающее слово «человек» в названии).

 

Испытания, которые пережил герой, – это испытания, выпавшие на долю каждого прошедшего Великую Отечественную войну. Это судьба целого поколения, у которого война отобрала самое дорогое – дом, семью, работу, здоровье, жизнь близких людей.

 

Композиция и сюжет

 

«Судьба человека» написана в форме «рассказа в рассказе».

 

В произведении в концентрированном виде дана эпическая картина происходящего во время войны.

 

М.Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку:

1.Довоенная жизнь

2.Прощание с семьёй

3.Пленение

4.В церкви

5.Неудачный побег

6.Поединок с Мюллером

7.Освобождение

8.Гибель семьи

9.Смерть сына

10.Встреча с Ванюшкой

 

Обрамление

 

Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица, дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе.

После исповеди повествователь расстаётся с чужим, но ставшим ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.

 

Символические образы в обрамлении

 

Весна

Символ вечного возрождения, обновления, надежды. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Безбрежный мир готовился «к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

 

Дорога, путь

 

Символ жизни, движения вперёд, один из главных архетипов жизни.

 

Отец и сын

 

Фигуры Андрея и Ванюшки – мужчины и маленького мальчика – обретают обобщённо-символический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

 

Исповедь Андрея Соколова

 

            Андрей Соколов рассказывает о своей жизни. Герой вспоминает о своём детстве, семье. Гражданская война, голод, разруха лишь фон событий. Основное внимание Соколов уделяет воскрешению в памяти образов самых дорогих людей, которые погибли во время войны: жены Иринки («И не было для меня красивее и желаннее её не было на свете и не будет!»), детей («сначала сынишка родился, через год ещё две девочки…»). Для героя важны были работа, семейный достаток и уют. Духовные ценности, обретённые в довоенное время, помогают Андрею Соколову выстоять в тяжёлое время.

 

            Война нарушает благополучную, счастливую жизнь семьи Соколова. Следующие эпизода, рассказанные героем, контрастируют с первой «спокойной» микроновеллой. Далее Соколов будет проходить проверку на моральную стойкость.

 

            Герой два раза был ранен, попал «в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года». Когда русских солдат немцы загнали на ночёвку в церковь, один из пленных, Крыжнев, пригрозил выдать командира. Андрей Соколов не выдержал и задушил предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

 

            Андрей Соколов пробовал бежать, но его поймали и вернули обратно. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там…». Били солдат «так, как у нас сроду животину не бьют».

 

            Однажды герой выиграл моральный поединок с врагом. Он показал свою силу духа («в скотину они меня не превратили, как ни старались»), за что заслужил признание от немцев (Мюллер: «Я – тоже солдат и уважаю достойных противников»). Герой пробудил в Мюллере и его сослуживцам человеческое: они «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

 

            Соколов возил немца-майора. В одну из поездок герою удалось сбежать из плена, привезти майора и отдать русским командирам.

 

            В госпитале Соколов узнал о том, что его семья погибла, остался один сын, Анатолий, который «получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали». В последний день войны убивают и Анатолия. Испытанием оказываются не только муки в фашистском плену, но и смерть детей и любимой жены, которую он не понял в момент прощания («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»).

 

            Приехав жить к старому другу, Соколов встречает мальчика-сироту Ванюшу и решает его усыновить. «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…». Теперь вся жизнь Андрея Соколова посвящена ребёнку.

 

            В рассказе оказывается важной сердечная реакция героя на происходящее («осердеченность повествования»): «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

 

Новаторство рассказа

 

            Рассказ долгое время считали образцом соцреалистического канона (таким оказывается финал произведения). Современные исследователи находят в произведении черты новаторства:

- Шолохов первым показал события 1941 – 1945 годов как трагедию всего человечества;

- автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно (пример тому – судьба героя А.С. Солженицына Ивана Денисовича;

- политико-идеологический аспект в рассказе приглушён. Слова «советский солдат» автор заменяет на «русский солдат»;

- по канонам соцреализма, гуманизм – не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.

 

Язык рассказа

 

            Основной массив речи в рассказе – просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.

            Важным в «Судьбе человека» оказывается фольклорный пласт речи, народно-песенный, плачевой «(«Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!»).   



Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф. Хадыко. - М.: Эксмо, 2013
Категория: М.А. Шолохов | Добавил: филолог (28.03.2014)
Просмотров: 4274 | Теги: Судьба человека, справочник, ЕГЭ по литературе, М.А.Шолохов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: