Главная » Статьи » Литература » М.Горький

"Челкаш"

Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005

 

Максим Горький

«Челкаш»

 

Уровень А

 

Вариант 1

  1. Какими художественными приёмами Горький передаёт «музыку трудового дня»? Где происходит действие рассказа?
  2. Почему автор говорит, что «созданное ими (людьми) поработило и обезличило их»? Как описаны люди и машины?

 

Вариант 2

  1. Какое значение имеет экспозиция? Как она помогает создать атмосферу приморского города?
  2. Почему первая глава начинается с описания Гришки Челкаша? Какое значение для понимания образа героя имеет портрет? Какую роль в рассказе имеют эпитеты и сравнения? Прокомментируйте следующие строки: «Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами… Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

 

Вариант 3

  1. Охарактеризуйте Гаврилу. Почему он соглашается, но в то же время боится работать с Челкашом? Что означают его слова:

– Работать можно. Только вот … не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… Темен ты…

  1. Какое чувство вызвал Гаврила у Челкаша? Почему Челкаш «кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесённого ему этим молоденьким теленком…»?

 

Уровень В

 

Вариант 1

  1. Объясните, почему Гаврила вызывал в Челкаше презрение и ненависть?
  2. Прокомментируйте рассуждение: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя…»

Действительно ли Гаврила хуже Челкаша? На каком основании Челкаш так рассуждает? Прав ли он, на ваш взгляд?

 

Вариант 2

  1. С какой целью Челкаш напоил Гаврилу? Почему он ощущал себя его хозяином? Почему чувства его «слились… в одно – нечто отеческое и хозяйственное»?
  2. Прочтите следующее рассуждение: «Он видел перед собой человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть её и так и этак. Он мог разломать её, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьёт такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу…».

Как эти размышления характеризуют героя, объясняют психологическую подоплёку дальнейших отношений этих двух людей?

 

Вариант 3

  1. Прочитайте описание моря во второй главе. Почему Горький пишет, что «что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс»? Как каждый из героев воспринимает море?
  2. Почему Гаврила испугался? В какой момент почувствовал, что они совершают что-то противозаконное? Объясните, почему, когда он просит Челкаша отпустить его, то всё время поминает Бога:

Т – Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти!.. Пропаду ведь я!..Грешно тебе!..Душу ведь губишь!..

 

Уровень С

 

Вариант 1

  1. Почему Челкаш, стараясь успокоить Гаврилу, заговаривает с ним о крестьянской жизни? Почему говорит, что «главное в крестьянской жизни – это … свобода!»?
  2. Какие отличительные черты босяков, их нравственно-психологического облика подчёркивает Горький? Докажите, что рассказ построен на антитезе. В чём её суть?

 

Вариант 2

  1. Каково прошлое Челкаша? Как отражается на человеке потеря корней, разрыв с землёй, укладом?
  2. Какие социальные явления отражены в рассказе? Что это за социальная группа людей – босяки?

 

Вариант 3

  1. Объясните суть «драмы, разыгравшейся между двумя людьми». Почему Гаврила умолял Челкаша отдать ему деньги, а потом пытался убить его?
  2. Объясните, в чём безнравственность рассуждений Гаврилы, задумавшего убить Челкаша:

– Ведь я что думал? … хвачу я его – веслом … денежки – себе, его – в море… Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться – как да кто. не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!... Ненужный на земле.

 



Источник: http://Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005
Категория: М.Горький | Добавил: филолог (19.04.2022)
Просмотров: 222 | Теги: Горький, литература 8 класс, Челкаш | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: