Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

К.Ф.Рылеев

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

(Самостоятельная работа)

 

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой К.Ф. Рылееву.

____________________________________________________________________

 

2.Коротко запишите определение думы как жанра.

____________________________________________________________________

 

3.Запишите основные элементы композиции думы «Иван Сусанин».

____________________________________________________________________

 

4.В чём заключается различие интонаций вступления и стихотворной части думы?

____________________________________________________________________

 

5.Выпишите из текста слова, передающие описание зимнего пейзажа. Какая картина открывается мысленному взору?

____________________________________________________________________

 

6.Прочитайте выразительно фрагмент думы от слов «Вот скатерть простая на стол постлана…» до слов «Царю молодому святой обороны!..». Выпишите слова, позволяющие воссоздать детали крестьянского быта эпохи.

____________________________________________________________________

 

7.Выпишите из текста примеры «высокой» лексики и просторечных слов и выражений. В чём заключается своеобразие языка думы?

 

«Высокая» лексика

Просторечные слова и выражения

 

 

 

8.Выпишите из текста риторические вопросы и обращения. Какова их функция?
_________________________________________________________________________

 

9.Каков смысл высказывания И.Сусанина: «Скажи, что Сусанин спасает царя, // Любовью к отчизне и вере горя… // Предателя, мнили, во мне вы нашли: // Их нет и не будет на Русской земле! // В ней каждый отчизну с младенчества любит // И душу изменой свою не погубит»?. Запишите.

_________________________________________________________________________

 

10.Запишите названия произведений музыкального, изобразительного и словесного искусства, посвящённых подвигу Ивана Сусанина.

________________________________________________________________________

 

11. Запишите имя художника, автора картины «Покорение Сибири Ермаком».

________________________________________________________________________

 

12.Запишите историко-литературный комментарий.

Муханов Павел Александрович (1798 – 1871) _________________________________

Тяжёлый панцирь – дар царя _______________________________________________

Сибирь ______________________________________________________________

 

13.Выпишите из рефрена «Ревела буря, дождь шумел, // Во мраке молнии летали, // Бесперерывно гром гремел, // И ветры в дебрях бушевали…» примеры аллитераций. Какова их художественная функция?

____________________________________________________________________

 

14.Прочитайте выразительно фрагмент монолога Ермака от слов «О спите, спите…» до слов «И мы – не праздно в мире жили!». Выпишите строчки, в которых проявляется воспитательная, просветительская направленность думы. Чей образ возникает за этими строчками?

____________________________________________________________________

 

15.Выпишите из текста думы слова, воссоздающие внешний и внутренний облик героя. Что подчёркивается, особо оттеняется в облике и характере Ермака?

____________________________________________________________________

 

16.Что объединяет думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и «Иван Сусанин»?

____________________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 5341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: