Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

Жанры древнерусской литературы

Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004

 

Древнерусская литература

Жанры древнерусской литературы

 

Задания уровня А

 

Вариант 1

  1. Чем притча отличается от басни? Что у них общего? Приведите известные вам примеры евангельских притч.
  2. Что такое жития святых? Чем жития отличаются от биографий? Каковы каноны этих жанров?

 

Вариант 2

  1. Приведите примеры древнерусских летописей. Где они создавались, какова была их роль?
  2. Жития каких русских святых вы знаете? Чем они прославились?

 

Вариант 3

  1. Почему летопись – оригинальный жанр древнерусской литературы? Чем она отличается от византийских хроник?
  2. Чем характеризуется жанр хождений? Почему в Древней Руси так любили читать хождения? Кто такие паломники и какова цель их хождений? Объясните происхождение слова «паломник».

 

Задания уровня В

 

Вариант 1

  1. Как в «Повести временных лет» описывается выбор веры русскими? Почему они остановились на греческой вере?
  2. Чем отличается «Житие протопопа Аввакума» от канонических житий?

 

Вариант 2

  1. Как в «Повести временных лет» описан поход Олега на греков? За что греки прозвали Олега вещим? Сравните летописный образ Олега с образом, созданным А.С. Пушкиным в произведении «Песнь о вещем Олеге». Вещим ли оказывается Олег при встрече с волхвом?
  2. Почему апокрифы не являются канонической литературой? Приведите примеры известных вам апокрифов, проанализируйте 1 – 2 из них.

 

Вариант 3

  1. Чем хождение Афанасия Никитина за три моря отличается от канонического хождения? Был ли он паломником? Каковы его цели? Что подвигло его к путешествию?
  2. Укажите на связь военных повестей («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Куликовской битве» и т.д.) с русской историей.

 

Задания уровня С

 

Вариант 1

  1. Как вы можете охарактеризовать жанровую специфику проповедей, поучений, наставлений, слов, произнесённых на каких-либо церковных праздниках?
  2. Какие сборники древнерусских произведений могли носить название «цветники», «назиратели»? Что в них входило, из чего они состояли?

 

Вариант 2

  1. Как вы думаете, в чём отличия военной повести от бытовой? Какие из них были популярны? Почему? Мог ли герой бытовой повести быть святым?
  2. Какие жанры древнерусской литературы связаны с развитием красноречия? Приведите примеры. Охарактеризуйте с этой точки зрения «Поучение Владимира Мономаха детям».

 

Вариант 3

  1. Чем, на ваш взгляд, с точки зрения жанра отличаются «Сказание об Александре Невском», «Житие Александра Невского» и «Военная повесть об Александре Невском»?
  2. Что такое Четьи-Минеи? Как вы понимаете их назначение? Чем отливаются служебные Четьи-Минеи от житийных?


Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (10.05.2014)
Просмотров: 2115 | Теги: Древнерусская литература, жанры древнерусской литературы, Карточки по литературе | Рейтинг: 2.7/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: