Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

Н.А. Заболоцкий

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940 – 1950 годов.

 

1.Составьте план рассказа о Н.А. Заболоцком по материалам статьи учебника.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

2.Заполните вторую и третью часть таблицы в ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся по образцу.

 

Темы лирики

Особенности звучания темы

Названия стихотворений

Труд

Картины новостроек, новой, преображённой природы

«Творцы дорог»

Тема природы, вселенной, места в ней человека

 

 

Душевный труд человека, внутреннее душевное напряжение человека

 

 

Борьба с угрозой новой войны

 

 

Впечатления от заграничной поездки

 

 

Любовь

 

 

 

Жанрово-бытовые сценки

 

 

 

 

3.Запишите имена композиторов, написавших музыку к стихам Н.Заболоцкого «Обрываются речи влюблённых…», «Признание».

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4.Запишите ответ на вопрос: «Что значит “жить по долгу, по закону строфы и строки”?» (4 – 5 предложений).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

 

Урок 2. Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…»

 

1.Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из текста словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление её к гармонии. В чём смысл противопоставления этих начал?

 

Дисгармония бытия природы

Стремление к гармонии

«Мир дремучий», «огромный мир противоречий» с его «бесплодною игрой»

«Прообраз боли человечьей»

 

2.В стихотворении Заболоцкого присутствуют развёрнутые, многослойные метафоры, превращённые в философско-поэтические афоризмы. Они представляют собой внутренне законченные пейзажи и вместе с тем события, как бы поступки самой природы.

Выпишите из стихотворения от слов «Когда, сияньем немощным объята…» до слов «Из бездны вод встаёт передо мной» глагольные метафоры, метафорические и оценочные эпитеты по образцу.

 

Глагольные метафоры

Метафорические и оценочные эпитеты

Умолкнет ветер

Слепая ночь

 

3.Какой образ природы воссоздают метафорические и оценочные эпитеты?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4.Какое психологическое состояние природы передают глагольные метафоры?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

5.Какой смысл приобретает метафора «прообраз боли человечьей»? Запишите лексическое значение слова.

Прообраз ________________________________________________________

 

6.Какой смысл приобретает последнее четверостишие стихотворения?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Урок 3. Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

 

1.Какое впечатление оставляет начало стихотворения: «Среди других играющих детей // Она напоминает лягушонка»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2.Какой смысл приобретает замечание «среди других играющих детей»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

3.Какой образ возникает в сравнении с лягушонком?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4.Какое впечатление оставляет описание портрета девочки? Что подчёркивает эпитет «худая»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

5.Выпишите детали, открывающие внутренний мир девочки в картине игры.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.В чём заключается счастье бытия, по мысли автора?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

7.Что позволяет заметить подробность «не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

8.Запишите лексическое значение слова.

Альтруизм _________________________________________________________

 

9.Как углубляют представление о «счастье бытия» строчки «ей всё на свете так безмерно ново»?

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

10.О ком говорит поэт, замечая: «Ей… так живо всё, что для иных мертво!»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

11.Что подчёркивает поэт, выделяя слово «один»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

12.Почему дважды повторяется «мне верить хочется»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

13.Что превращает физическую некрасивость в красоту?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

14.Запишите лексическое значение слова.

Грация ___________________________________________________________

 

15.Однозначен ли ответ на вопрос: «Что есть красота?» Пустая внешняя форма, «сосуд» или «огонь, мерцающий в сосуде»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

16.Запишите лексическое значение слова, подберите к нему синонимы.

Мерцать __________________________________________________________

 

Почему автор выбрал именно это слово?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

17.Какие части можно выделить в стихотворении «Старая актриса»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

18.Что особенно подчёркивает поэт в портрете героини и почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

19.Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

20.Что объединяет стихотворения «Старая актриса» и «Некрасивая девочка»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Создайте короткий текст, выражающий тему, идею, настроение вашего сочинения на тему «Что есть красота!», и поместите его перед сочинением. Укажите название литературоведческого термина.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2.Выпишите из раздела, посвящённого творчеству Н. Заболоцкого, пример стиха. Дайте его определение.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

3.Определите стихотворный размер.

 

                        В позолоченной комнате стиля ампир,

                        Где шнурками затянуты кресла,

                        Театральной Москвы позабытый кумир

                        И владычица наша воскресла.

___________________________________________________________________

Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (16.06.2015)
Просмотров: 4819 | Теги: Заболоцкий, литература 8 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: