Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

"Песни о Стеньке Разине"

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. «Песни о Стеньке Разине»

(Самостоятельная работа)

 

1.Сопоставьте «Песни о Стеньке Разине» с народной песней о Разине, приведённой в учебнике в разделе «Устное народное творчество». Чем различаются образы Степана Разина – героя исторических песен и произведения А.С. Пушкина?

___________________________________________________________________

 

2.Запишите имя автора картины «Степан Разин». Совпадают ли ваши представления о герое песен А.С. Пушкина с образом героя картины?

___________________________________________________________________

 

3.Первая строчка стихотворения повторяет первый стих зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Выпишите слова из начальных строк стихотворения, подчеркните ударные звуки. Какая картина открывается мысленному взору благодаря такому звучанию стиха?

____________________________________________________________________

 

4.Композиция произведения строится по принципу «ступенчатого сужения образа», свойственного народной песне. Первая часть «Песен…» начинается с упоминания широкой реки, потом место действия приближается, описывается лодка и плывущие на ней казаки, и, наконец, говорится о главном персонаже – грозном Стеньке Разине. Назовите другие черты сходства поэтики народной песни и «Песни о Стеньке Разине» А.С.Пушкина, заполните вторую часть таблицы примерами.

___________________________________________________________________

 

Особенности поэтики песни

Примеры

Народно-поэтические обороты речи

 

Повторы

 

Обращения

 

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 

Краткие и усечённые формы прилагательных

 

Постоянные эпитеты

 

 

5.Выпишите рифмующиеся слова из фрагмента от слов «С глупых лет меня ты воспоила…» до конца первой части. Каковы особенности звучания стиха в этой части? Что позволяет почувствовать такая резкая перемена в звучании стиха?

______________________________________________________________________

 

6.Из второй части «Песен о Стеньке Разине» выпишите слова, содействующие воссозданию атмосферы эпохи. Объясните значение словосочетания.

Хрущатые камки ______________________________________________________

 

7.Каким предстаёт воевода во второй песне? Почему А.С. Пушкин выбрал именно этот сюжет?

_____________________________________________________________________

 

8.Какой мотив объединяет три песни о Степане Разине? Каков смысл его звучания?

__________________________________________________________________

 

9.Запишите имя автора песни «Из-за острова на стрежень…», созданной на сюжет первой части «Песен о Стеньке Разине».

__________________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 6182 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: