Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

Творчество Н.М. Карамзина

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин

 

1.Запишите тезисный план части статьи учебника, посвящённой Н.М. Карамзину, в первую часть таблицы. Прослушайте сообщения учащихся об указанных этапах жизни Н.М. Карамзина и запишите замечания об услышанном.

 

Краткие сведения

Мои замечания об услышанном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Прочитайте статью учебника, посвящённую сентиментализму. Запишите в третью часть таблицы особенности сентиментализма. Назовите черты сходства и различия сентиментализма и классицизма.

 

 

Классицизм

Сентиментализм

Причина возникновения

Поиски идеала. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

 

Одна из главных категорий

Принцип рационализма. Культ разума

 

Центральные проблемы произведений

Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления

 

Отношение к идеям Просвещения

Утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности

 

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Обращение к общественной проблематике. Служение обществу

 

Идеальные герои и отношения

Человек-гражданин, государственный деятель. Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных

 

Враждебные силы

 

Жанры

Строгая иерархия жанров

 

Особенности поэтики произведений

Соблюдение единства времени, места и действия, объективность повествования

 

 

3.Запишите ответ на вопрос: «Каково значение творчества Карамзина для русской литературы и истории?» ________________________________________________

 

Тема. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

 

1.Прочитайте выразительно повесть от начала до слов «Ах! люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!».

Заполните вторую часть таблицы словами из текста, позволяющими представить художественное пространство, панораму города, природу, почувствовать настроение повествователя.

 

Фрагменты панорамы, впечатления повествователя

Примеры

Пространство описания

 

Природа

 

Имена собственные, географические названия

 

Люди

 

Предметы

 

Эпитеты, характеризующие чувства человека, любующегося видом окрестностей

 

 

2.Почему Н.М. Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря? Продолжите высказывание.

 

Писатель осознавал глубинную поэтическую связь образа героини с куда более сложным образом русской истории, а точнее, истории Москвы. _______________________________

 

3.Запишите имя художника, автора портрета «Бедная Лиза». _____________________

 

4.Запишите значение имени Лиза. _________________________________________

 

5.По деталям, имеющимся в повести, воссоздайте психологический портрет Лизы. Выпишите из текста цитаты, соответствующие указанным в первой части таблицы эпизодам.

 

Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы

Первая встреча с Эрастом

 

Под окнами Лизиного дома

 

Утро приезда Эраста на первое свидание

 

После объяснения в любви

 

Свидания с Эрастом

 

 

6.Каков смысл фразы: «И крестьянки любить умеют»?

___________________________________________________________________________

 

7.Запишите лексическое значение слова.

 

Чувствительный ____________________________________________________________

 

8.Запишите цитаты, соответствующие указанным в первой части таблицы эпизодам.

 

Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста

 

Первая встреча

 

Эраст покупает Лизину работу

 

Перед уходом в армию

 

Герой в армии

 

Эраст намерен жениться

 

Последняя встреча

 

 

9.Найдите в пейзажных зарисовках начала повести описания, синонимичные мотивам денег и чистоты. Объясните совпадения. ________________________________

 

10.Выпишите из текста фразы, сказанные повествователем в адрес Эраста. Можно ли однозначно судить о характере этого героя?

__________________________________________________________________________

 

11.Найдите в повести обращения рассказчика к читателям. Каково отношение его к событиям? Каков его характер?

__________________________________________________________________________

 

12.Какие черты идеала человеческой личности писателей-сентименталистов нашли отражение в трёх центральных образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и Эраста?

Рассказчик ___________________________________________________________

Бедная Лиза __________________________________________________________

Эраст ________________________________________________________________

 

13.Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры такого соответствия. О чём они свидетельствуют? Заполните вторую часть таблицы цитатами.

 

Образы природы в повести

 

Природа во вступлении

 

Природа в момент объяснения Лизы и Эраста

 

Описание природы в момент трагического перелома в судьбе героини

 

 

______________________________________________________________________

 

14.Подберите соответствующие примеры, иллюстрирующие особенности языка повести.

 

Активное использование оценочных эпитетов

 

Эмоционально окрашенные междометия

 

Инверсия

 

Повторы

 

Сравнения

 

 

15.Какие особенности сентиментализма нашли отражение в повести?

__________________________________________________________

 

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Проанализируйте приведённую ниже пейзажную зарисовку. Выявите особенности «чувствительного пейзажа», определите его функции.

 

«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятьях своих бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании».

______________________________________________________________

 

2.Как в русской литературе XIX века называется небольшое стихотворение, изображающее вечно прекрасную природу, идеализированную жизнь на лоне природы?

_______________________________________________________________

 

3.Как в литературоведении называется совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени или индивидуальную манеру художника в отношении содержания и художественной формы, а также совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя или литературного произведения?

______________________________________________________________

 

4.Выпишите из текста повести «Бедная Лиза» обобщённую мысль, выраженную в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме, в которой нашла отражение идея внесословной ценности человеческой личности. Укажите название литературоведческого термина.

_____________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 6910 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: