Главная » Статьи » Литература » Материал к урокам

М.М. Зощенко

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов

 

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.М. Зощенко. Подготовьте рассказ о писателе.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

2.Прослушайте сообщение учителя о творчестве М.М. Зощенко. Заполните таблицу по образцу.

 

Периодизация творчества

Темы творчества. Тип героя

Жанры. Художественные особенности

Названия произведений

1920-е годы

Курьёзы быта, беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и быта, мещанство и обывательщина.

Тип героя – советский человек, не получивший образования, не обладающий культурным багажом, но стремящийся стать полноправным участником жизни

Сатирический рассказ, комическая новелла и сатирико-юмористическая повесть. Манера непринуждённой беседы с читателем, публицистическая направленность произведений

«Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» (1922), «Аристократка», сборники рассказов: «Юмористические рассказы» (1923), «Уважаемые граждане» (1926) и др.

1930-е годы

 

 

 

 

Военные и послевоенные годы

 

 

 

 

3.Познакомьтесь с афоризмами о смехе. Дополните список 2 – 3 примерами. Объясните значение афоризмов.

 

«Серьёзное разрушается смехом, смех – серьёзностью» (Аристотель).

«Смех – это спасательный круг на волнах жизни» (Ф. Рабле).

«Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Вольтер).

«Хороший смех – верный признак духовного здоровья» (М. Горький)

«Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила» (Н.В. Гоголь).

«Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило» (А.И. Герцен).

«Смешное – трагично» (М.М. Зощенко).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4.М.М. Зощенко считал, что с помощью смеха можно «зажечь хотя бы небольшой, вроде лучины, фонарь, при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо, а что посредственно». Не зря говорят: «Смех – дело серьёзное!»

Коротко запишите ответ на вопрос: «Почему смех – дело серьёзное?»

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Урок 2. М.М. Зощенко «Обезьяний язык»

 

1.Запишите лексическое значение слов.

Пленарный ______________________________________________________

Кворум __________________________________________________________

Перманентный ___________________________________________________

Дискуссия _______________________________________________________

Президиум ______________________________________________________

Индустрия _______________________________________________________

Оратор __________________________________________________________

Подсекция _______________________________________________________

 

2.Выпишите из текста фразы рассказчика и нарисуйте его устный словесный портрет.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

3.Заполните вторую часть таблицы цитатами из текста и сделайте вывод об уровне культуры и образования героев.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Речевые ошибки и недочёты в речи героев

Цитаты

Употребление слова в несвойственном ему значении

 

Нарушение лексической сочетаемости

 

 

Неоправданное употребление просторечных слов

 

Необоснованное смешение слов различной стилистической окраски

 

Неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений

 

Нарушение порядка слов

 

 

Необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений

 

Ошибки в построении синтаксических конструкций

 

 

4.Запишите лексическое значение слова.

Обезьяна ______________________________________________________

 

5.Какова позиция автора рассказа?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется совокупность:

а)признаков, характеризующих искусство определённого времени или направления или индивидуальную манеру художника;

б)использования средств языка, характерная для какого-либо писателя или литературного произведения, направления, жанра;

в)особенностей в построении речи, словоупотребления, манеры словесного изложения?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

2. «От этого затрудняется речь, нарушается дыхание, треплются нервы». Укажите название фигуры. Запишите определение литературоведческого термина.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

3.Прочитайте самостоятельно произведение М.М. Зощенко, написанное в жанре художественно-публицистической литературы, представленном преимущественно в газетах и журналах и имеющем сатирическую направленность. Укажите название литературоведческого термина.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (16.06.2015)
Просмотров: 4650 | Теги: литература 8 класс, Зощенко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: