Главная » Статьи » Литература » Н.А. Некрасов

"Кому на Руси жить хорошо"

Николай Алексеевич Некрасов 

(1821 – 1877)

 

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

 

История создания

 

  • Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Н.А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х годов.
  • Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 годом.
  • Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 год. Издание первой части растянулось на несколько лет.
  • «Последыш» был создан в 1872 году, «Крестьянка» – в июле-августе 1873 года, «Пир – на весь мир» – осенью 1876 год. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующем изданиях не совпадает.
  • В 1877 году Некрасов умирает. Поэма остаётся неоконченной.

 

О замысле поэмы

 

Н.А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

«Одно, о чём сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму Кому на Руси жить хорошо.

Г.И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н.А. изучением народа, все сведения о нём, накопленные, по собственным словам Н.А, "по словечку" в течение двадцати лет».

 

Г.И.Успенский: «Однажды я просил его:

– А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?

– А вы как думаете?

Н.А. улыбался и ждал.

Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ…

– Пья-но-му!

Затем от рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идёт тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

 

Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа.

 

Жанр

 

«Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея.

Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 год – отмена крепостного права), пребывавшем в переходном состоянии.

 

Особенности композиции

 

Чёткой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:

 

Часть первая

 

Пролог

 

В прологе чётко намечен замысел поэмы и её структура.

                       В каком году – рассчитывай,

                       В какой земле – угадывай,

                       На столбовой дороженьке

                       Сошлись семь мужиков…

 

                       Сошлися – и заспорили:

                       Кому живётся весело,

                       Вольготно на Руси?

 

Слова «Кому живётся весело, / Вольготно на Руси?» является рефреном.

 

Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца».

 

Глава 1. Поп

 

Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелёгкой жизни. Герои понимают, что попу не «живётся весело, вольготно на Руси».

 

Глава 2. Сельская ярмонка

 

Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого».

 

Глава 3. Пьяная ночь

 

Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:

                       «Пьём много мы по времени,

                       А больше мы работаем».

 

                       «Нет меры хмелю русскому.

                       А горе наше меряли?

                       Работе мера есть?

В семьях, где не прикасаются к спиртному,

                       Не пьют, а также маются,

                       Уж лучше б пили, глупые.

 

Глава 4. Счастливые

 

Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотёс, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжёлую жизнь, какие они счастливцы.

Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине.

 

Глава 5. Помещик

 

Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева.

                       Помещик был румяненький,

                       Осанистый, присадистый,

                       Шестидесяти лет.

Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что

                       Усадьбы переводятся,

                       Взамен их распложаются

                       Питейные дома!

Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придётся трудиться.

                       Порвалась цепь великая,

                       Порвалась – расскочилася:

                       Одним концом по барину,

                       Другим по мужику!..

 

Последыш (Из второй части)

 

1. «Петровки. время жаркое…»

2. «Помещик наш особенный…»

3. «Пошли за Власом странники…»

 

Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своём помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто всё идёт как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится», абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли.

 

Крестьянка (Из третьей части)

 

Пролог

Глава 1. До замужества

Глава 2. Песни

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский

Глава 4. Демушка

Глава 5. Волчица

Глава 6. Трудный год

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча

 

Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матрёной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбы.

Матрёна Тимофеевна –

                       Осанистая женщина,

                       Широкая и плотная,

                       Лет тридцати осьми.

                       Красива; волос с проседью,

                       Глаза большие, строгие,

                       Ресницы богатейшие,

                       Сурова и смугла.

 

Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрёна попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя.

 

Матрёна Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ей во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика. Матрена долго тужила за ребёнком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет.

 

Вскоре пошли в Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрёны, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребёнка чуть не высекли, наказание за сына получила мать.

    

В голодный год тяжело пришлось Матрёне: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, свекровь «попрекала без перестану».

 

Беременная Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была, умна была, красивая, здоровая». Упала перед барыней на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой. Много натерпелась женщина, однако

                       Ославили счастливицей,

                       Прозвали губернаторшей

                       Матрёну с той поры…

 

Пир на весь мир

 

Вступление

1.Горькое время – горькие песни

Барщинная

Про холопа примерного – Якова верного

2.Странники и богомольцы

О двух великих грешниках

3.Старое и новое

Крестьянский грех

Голодная

Солдатская

4.Доброе время – добрые песни

Соленая

Бурлак

Русь

 

Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину.

 

В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них – «про холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь служил барину:

                            Только и было у Якова радости:

                            Барина холить, беречь, ублажать

                            Да племяша-малолетка качать.

 

«Вырос племянничек Якова, Гриша» и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги», который уже и ходить сам не мог.

                            Как ни просил за племянника дядя,

                            Барин соперника в рекруты сбыл.

 

Обиделся за это Яков на любимого барина, свёз его в лес и на его же глазах повесился.

                            Барин вернулся домой, причитая:

                            «Грешен я, грешен! Казните меня!»

 

Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка.  Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», – тогда

                  

только что рухнется дерево –

Цепи греха упадут.

 

Кудеяр принялся за работу. Однажды встретил он пана Глуховского, который не задумывался о своих злодеяниях:

                           

Сколько холопов гублю,

                           Мучу, пытаю и вешаю,

                            А поглядел бы, как сплю!

 

Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца, и в это время

 

                            рухнуло древо, скатилося

                            С инока бремя грехов!..

Услышали странники и рассказ о крестьянине, который не исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ, не отпустил на волю «восемь тысяч душ».

Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поёт песни о матушке-Руси. Возможно, именно он – будущий народный герой и счастливец.

                   Слышал он в груди своей силы необъятные,

                   Услаждали слух его звуки благодатные,

                   Звуки лучезарные гимна благородного –

                   Пел он воплощение счастия народного!..

 

Сюжетные ходы, не получившие развития

 

- мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика;

- не получает сюжетного развития предостережение пеночки:

                   А водки можно требовать

                   В день ровно по ведру.

                   Коли вы больше спросите,

                   И раз и два – исполнится

                   По вашему желанию,

                   А в третий быть беде!

- обрывается история о Ермиле Гирине.

 

Роль песен в поэме

 

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа.

Некрасов использует народные песни и свои стилизации.

В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова – ответ на главный вопрос о счастье.

 

Формы развития сюжета

 

Рассказ, преимущественно монолог, встреченного «счастливца» или иного персонажа

Изображение того, что видят и слышат мужики, выступая в роли обычных наблюдателей

Рассказ от имени автора-повествователя, когда стражников в сюжете нет

«Поп», «Помещик»

«Сельская ярмонка», «Последыш»

О Григории Добросклонове

 

Характеристика отдельных персонажей

Яким Нагой

 

В деревне Босове

                               Яким Нагой живёт,

                               Он до смерти работает,

                               До полусмерти пьёт! …

Яким похож на «землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,

                               Да угодил в тюрьму:

                               С купцом тягаться вздумалось!

                               Как липочка ободранный,

                               Вернулся он на родину

                              И за соху взялся.

 

Ермила Гирин

 

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам:

                                      В семь лет мирской копеечки

                                      Под ноготь не зажал,

                                      В семь лет не тронул правого,

                            Не попустил виновному,

                            Душой не покривил.

                            И этим заслужил

                            «Почёт завидный, истинный,

                            Не купленный ни деньгами,

                            Ни страхом: строгой правдою,

                            Умом и добротой!

         Лишь раз несправедливого он поступил, но признался во всём перед народом и с горя чуть не повесился.

         Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму:

                                     

Несут Ермилу денежки,

                                      Дают, кто чем богат.

        

Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно,

                                     

И выдать гроша лишнего

                                      Ермилу не пришлось.

                                      …

                                      Рубль лишний – чей Бог ведает! –

                                      Остался у него.

 

Однако судьба Ермилы остаётся неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению.

 

Савелий

 

                            С большущей сивой гривою,

                            Чай, двадцать лет нестриженной,

                            С большущей бородой,

                            Дед на медведя смахивал,

                            Особенно как из лесу,

                            Согнувшись, выходил.

 

Дедушка Савелий – русский богатырь. О себе он говорил: «Клеймёный, да не раб!»

Не желая терпеть более издевательств немца Фогеля, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу. В собственной семье Савелия не понимают:

                           

Покуда были денежки,

                            Любили деда, холили,

                            Теперь в глаза плюют!

 

Дед сочувствует тяжёлой женской доле:

                           

Мужчинам три дороженьки:

                            Кабак, острог да каторга,

                            А бабам на Руси

                            Три петли…

 

Григорий Добросклонов

 

Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно голодающий, думает о народе, о родной стране:

                           

Не надо мне ни серебра

                            Ни золота, а дай господь,

                            Чтоб землякам моим

                            И каждому крестьянину

                            Жилось вольготно-весело

                            На всей святой Руси!

 

Юноша понимает, что он рождён для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:

                           

И скоро в сердце мальчика

                            С любовью к бедной матери

                            Любовь ко всей вахлачине

                            Слилась, – и лет пятнадцати

                            Григорий твёрдо знал уже,

                            Что будет жить для счастия

                            Убогого и тёмного

                            Родного уголка.

        

 В его песне звучат такие слова:

                            Доля народа,

                            Счастье его,

                            Свет и свобода

                            Прежде всего!

 

Герой будет деятельно бороться за народное счастье:

 

                            Ему судьба готовила

                            Путь славный, имя громкое

                            Народного заступника,

                            Чахотку и Сибирь.

 

Автор вводит в свой текст:

 

- пословицы, поговорки, загадки, песни; мотивы былин и народных легенд; обычаи и приметы; сказочные элементы (говорящая пеночка, скатерть самобраная, магические числа);

 

- художественные средства, характерные для былинного эпоса («путь-дороженьку», «Пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать»);

 

- просторечную лексику, фразеологизмы, народные обороты.

 

Это создаёт особый национально-самобытный колорит поэмы.



Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013
Категория: Н.А. Некрасов | Добавил: филолог (11.04.2014)
Просмотров: 6544 | Теги: справочник, ЕГЭ по литературе, Кому на Руси жить хорошо, Н.А.Некрасов | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: