Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык

11 класс

Задание 1

Прочитайте фрагмент романа английской писательницы Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»: «Всё началось с таблицы из учебника по лингвистике в отцовском магазине… В таблице помимо знакомых мне букв попадались весьма странные символы. Там были прописные “N”, отличавшиеся по значению от строчного “n”, и прописные “Y”, которые означали совсем не то, что маленькие “y”. К некоторым буквам были прицеплены забав- ные петельки и хвостики, другие перечёркивались горизонтальной чертой. Мне понрави- лась эта игра, и я заполнила много тетрадных страниц всевозможными сочетаниями, когда, например, “m” своей последней ножкой переходила в “j”, а “v” балансировала на верхушке “o”, как цирковая собачка на мяче». (Перевод В. Дорогокупли)

Вопросы и задания:

1. Как называется способ записи звучащей речи, описанный в приведённом фрагменте?

2. Найдите грубую ошибку в приведённом ниже фрагменте такой записи (считая, что она там только одна) и объясните, в чём она заключается: [Антóн куп’и́л арбýс].

3. В этом способе записи существуют буквы, составленные из двух разных букв, например, n + j = ŋ, m + j = ɱ. Знак [ŋ] передаёт звук, похожий на [n] (или [н]), – тоже язычный носовой согласный, но образованный в другом месте (не кончиком языка, а задней частью его спинки). Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: финик, функция, ангар, банк, банка, санки, лангуст. Какие условия необходимы для его появления?

4. Знак [ɱ] создан по принципу, описанному в тексте. Какой звук он может обозначать? Опишите особенности его образования. Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: дом, домик, амбар, амфора, антенна, кромка. Чем объясняется его появление в выбранном Вами слове?

5. Знак [v] над буквой гласного ([v]) означает более высокое положение языка при его произнесении, а под буквой согласного ([v]) – наличие у этого согласного голоса. Для обозначения каких звуков русского языка может использоваться знак [v]? Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается та- кой звук: специалист, спецназ, спецзадание, спецагент, спецсектор, спец. Чем объясняется его появление в выбранном Вами слове?6. Что означает знак [ ̭] под буквой согласного? Для обозначения каких звуков русского языка он используется? Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: плот, блок, болото, блеск, вопль, болт.

Модель ответа:

1. Фонетическая транскрипция.

2. Ошибка состоит в обозначении одного и того же звука разными знаками (А и а). В фонетической транскрипции могут использоваться как прописные, так и строчные буквы, но только в том случае, если они «отличаются по значению», то есть передают разные звуки; для обозначения одного и того же звука всегда используется один и тот же символ.

3. Функция. Сочетание «нг/нк» + согласный.

4. Звук, похожий на [m] (или [м]), – тоже губной носовой согласный, но образованный в другом месте (не двумя губами, а нижней губой и верхними зубами). Слово, в котором встречается такой звук, – амфора. Его появление объясняется позицией в слове: наличием после него губно-зубного согласного // [в], [ф].

 5. Тех звонких, для обозначения которых нет специальной буквы. Спецзадание. Наличие после ц/ч звонкого шумного (не сонорного) согласного.

6. Этот знак обозначает глухость согласного: тех глухих, для обозначения которых нет специальной буквы, например, сонорных. Слово, в котором встречается такой звук, – вопль.

Задание 2

Прочитайте предложения, образно описывающие некое действие. Укажите, какие глаголы, употреблённые в переносном значении, соответствуют данным словарным определениям. Составьте по одному предложению с каждым из найденных Вами глаголов в соответствующем значении.

1. Человек заставляет человека (людей) действовать против другого человека, побуждает их к спору, ссоре, драке, подобно тому как животных побуждают к нападению, преследованию. (3 синонима)

2. Человек или событие заставляет людей враждебно отнестись друг к другу, вызывает спор, конфликт между людьми, будто заставляя их удариться друг о друга.

3. Человек заставляет другого человека действовать по своей воле, приказу, распоряжается им по своему усмотрению, словно поворачивает его в разные стороны.

4. Человек заставляет другого человека уйти с занимаемой должности, будто силой сдвигая с места или заставляя упасть.

5. Человек заставляет другого человека оставить, бросить работу, местожительство (неожиданно и без достаточных оснований), подобно тому как сильным, резким движением отделяют что-либо прикреплённое.

6. Человек заставляет другого человека воспринимать, узнавать что-либо (обычно скучное, ненужное) в слишком большом количестве, подобно тому как кормят кого-либо чем-либо в большом количестве или против желания.

7. Человек заставляет другого человека принять что-либо (предмет или идею, обязанности) против желания, против воли, будто прикрепляя, привязывая.

Модель ответа:

1. Напускать / напустить (кого на кого), натравливать / натравить (или стравливать), науськивать. Родители напустили на меня бабушку, и она долго уговаривала меня серьёзно заниматься музыкой. Ведь ты натравил всех против Петра? Он все время стравливал соседей между собой. Кто науськивал всех против Петра?

2. Сталкивать (кого с кем). Король намеренно сталкивает министра с генералом, чтобы наблюдать их взаимную вражду.

3. Вертеть (кем). Жена вертит им, как хочет.

4. Спихивать (кого). (Допустимо: скидывать) Нашу начальницу спихнули с должности.

5. Срывать (кого с чего). Зачем ты сорвал меня с работы своим звонком?

6. Пичкать (кого чем). Хватит пичкать меня нравоучениями!

7. Навязывать. Не стоит навязывать другим свои представления о жизни.

Проанализируйте две группы глаголов, обратив внимание на то, что от глаголов первой группы образуются в русском литературном языке соответствующие пары с суффиксом -ыва-, а от глаголов второй группы – нет:

1. Загримировать – загримировывать; заколдовать – заколдовывать; дорисовать – дорисовывать; атаковать – атаковывать.

2. Использовать — *использовывать; обследовать — *обследовывать; автоматизировать — *автоматизировывать; раздосадовать — *раздосадовывать.

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему от глаголов второй группы в русском литературном языке соответствующие пары с суффиксом -ыва- не образуются.

2. Один из глаголов в каждой группе отличается от других в этой же группе по грамматическому признаку. Найдите их, объясните, в чём заключается отличие.

3. На основании сделанных Вами наблюдений дополните данными словами 2 группы: дезертировать, финишировать, приветствовать, конфисковать, согласовать, деградировать.

Примечание. Знак * указывает на невозможность образовать данную форму.

Модель ответа:

1. Возможность образования глаголов с суффиксом -ыва- в данных группах связана с ударением. Соответствующая пара образуется, если ударение падает на последний гласный основы (как в глаголах первой группы: загримирова́ть, заколдова́ть, дорисова́ть, образова́ть). В противном случае образование пары невозможно.

2. В каждой группе есть двувидовые глаголы и глаголы совершенного вида. В первой группе три глагола совершенного вида, один из них – атаковать – двувидовой. Во второй группе три двувидовых глагола, один – раздосадовать – глагол совершенного вида.

3. 1 группа: конфисковать – конфисковывать, согласовать – согласовывать. 2 группа: дезертировать, финишировать, приветствовать, деградировать.

Задание 4

Прочитайте справочный материал о фонетических изменениях, который Вам поможет при выполнении заданий. Справочный материал: В древнерусском языке существовали особые редуцированные гласные Ъ и Ь, которые до XII-XIII вв. произносились менее протяженно, чем остальные гласные. Затем Ъ и Ь фонетически изменились по следующим правилам:

– в конце слова Ъ и Ь выпадают (утрачиваются);

– в неконечных слогах Ъ и Ь проясняются (Ъ > О и Ь > Е), если на слог правее был выпавший редуцированный, и выпадают в противном случае (слово просматривается справа налево).

Например:

XI век

XIII век

Совр.

рЪпЪтати

рОп□тати

роптать

столЪ

стол□

Стол

купЬць

купЕц□

Купец

В дальнейшем в некоторых случаях под влиянием различных языковых причин на месте утраченных редуцированных могли вновь появиться гласные (также возможен обратный процесс). Возникали так называемые «неисконные (поздние) формы». Примечание: знаком □ обозначен выпавший (утраченный) редуцированный.

1. Восстановите формы XIII века и современные соответствия для следующих рядов древнерусских слов по данному выше образцу, заполнив таблицу 1:

Таблица 1

 

XI век

XIII век

Совр.

XI век

XIII век

Совр.

И.п.

посълъ

 

 

чьтьць

 

 

Р.п.

посъла

 

 

чьтьца

 

 

Д.п.

посълу

 

 

чьтьцу

 

 

2. Обобщите полученные результаты, сопоставив данные в разных колонках, и сделайте выводы об изменениях. Какие морфологические особенности можно заметить в основах данных слов в разные исторические периоды?

3. Прочитайте цитаты, в каждой из которых встречаются формы одного и того же слова, обнаруживающие сходную особенность, что и ряды форм слов из таблицы 1:

1) На пристани толпятся дети,

Забавны их тонкие тельца,

Они сошлись еще на рассвете

Посмотреть, где станут пришельцы. (Н. Гумилёв «Зараза»)

2) Он вырастет под пришлецом

И прошумит: мой сын!

Я историческим лицом

Вошёл в семью лесин. (Б. Пастернак «Когда за лиры лабиринт…»)

3) [Мы] сделали из тебя настоящего варяга и потом уже надели броню и поставили сторожить порабощенное племя и пришельцами поруганную, самим богом завещанную тебе святыню

(Т. Шевченко «Близнецы»)

4) В горах пустынных запоздалый,

К нему войдет пришлец усталый… (А. Пушкин «Кавказский пленник»)

5) И пришлецу помог пустынножитель,

И дал ночлег близ кельи ввечеру. (В. Иванов «Феофил и Мария»)

Запишите формы найденного слова в таблицу 2 по аналогии с таблицей 1. Учитывайте, что слово, которое необходимо внести в таблицу, склоняется в древности и сейчас так же, как и слова из таблицы 1, а гласный первого слога такой же, как в современном русском языке.

Таблица 2

 

XI век

XIII век

Совр.

И.п.

 

 

 

Р.п.

 

 

 

Д.п.

 

 

 

4. Какие формы рассматриваемого слова, представленные в стихотворных примерах, являются в русском языке «поздними», «неисконными» для XIII века?

5. В фамилии одного из пяти процитированных авторов присутствует то же явление, что и в словах, проанализированных Вами в пп. 1 и 3. Назовите фамилию автора и исходное существительное, от которого она образовалась. Используя аналогичный материал из таблицы 1, укажите, от основы какого падежа (каких падежей) образовалась эта фамилия.

Модель ответа:

Таблица 1

 

XI век

XIII век

Совр.

XI век

XIII век

Совр.

И.п.

посълъ

посОл□

посол

чьтьць

ч□тЕц□

чтец

Р.п.

посъла

пос□ла

посла

чьтьца

чЕт□ца

чтеца

Д.п.

посълу

пос□лу

послу

чьтьцу

чЕт□цу

чтецу

2. Выводы:

а) слово ПЪСЪЛЪ: в XI в. нет вариативности основ и беглости гласного. Полученные формы XIII в. совпадают с современными: в формах И.п. и косвенных падежей наблюдается вариативность основ: в Р.п. и Д.п. появляется беглый гласный;

б) слово ЧЬТЬЦЬ: в XI в. нет вариативности основ и беглости гласного. Полученные формы Р.п. и Д.п. XIII в. отличаются от современных; в XIII в. наблюдается вариативность основ в формах И.п. и косвенных падежей. В современных формах вариативности основ нет. Морфологическое явление заключается в наличии разных основ в падежных формах одного и того же слова (появление беглых гласных как следствие утраты и прояснения (падения) редуцированных).

Таблица 2

 

XI век

XIII век

Совр.

И.п.

пришьльць

приш□лЕц□

пришелец

Р.п.

пришьльца

пришЕл□ца

пришельца

Д.п.

пришьльцу

пришЕл□цу

пришельцу

4. «Поздними», «неисконными» для XIII века являются слова в цитатах 2, 5 (пришлецом, пришлецу).

5. Фамилия автора – Шевченко, исходное существительное – швец. По аналогии с формами четц-а, четц-у из таблицы 1 фамилия Шевченко образовалась от основы косвенных падежей (Р.п., Д.п...) шевц- (шевч-).

Задание 5

Подберите слова, которые соответствуют значениям, приведённым во втором столбце таблицы, и восстановите этимологическое гнездо* с исконным смыслом ‘проникать, проходить’. Примечание. * Этимологическое гнездо – совокупность слов, восходящих генетически к одной производящей основе (корню, слову) через цепь словообразовательных отношений, из которых некоторые не осознаются говорящим вследствие фонетических изменений слов, расхождения их значений (Ж.Ж. Варбот).

Значение слова

Слова этимологического гнезда

(просторечн.) «идти, продвигаться, не считаясь с препятствиями»

Переть

Лететь, зависать в воздухе

Парить

Словесное состязание

Спор

Состязаться с кем-либо, стремиться превзойти кого-либо

Соперничать

Высокопарный, напыщенный

Выспренний

Сфера деятельности

Поприще

Специалист по шитью

Портной

Разрезать по шву

Распарывать

Сечь розгами

Пороть

Ссора, раздор

Распря

Штаны

Портки (порты)

Причинять повреждения

Портить

Примечание. При заполнении таблицы учитывайте, что указанные Вами слова в одном пункте не должны повторяться в другом.

Задание 6

Восстановите пропущенную информацию в данных ниже текстах:

1. Происхождение наречия __________ очень любопытно. Оно восходит к известному с XI века существительному __________, однако произошло от формы косвенного падежа в результате слияния с предлогом. Впоследствии начальный гласный звук корня [у] изменился в согласный [в]. История возникновения данного слова объясняет несоответствие его написания подобным наречиям с такой приставкой (сформулируйте правило, приведите 2 примера): ________________________________

2. Наречие со значением ‘по ширине чего-либо’ исторически имеет тот же корень, что и синонимичные глаголы и со значением ‘возражать’, а также имя прилагательное со значением ‘безукоризненный’. Предлог, который синонимичен предлогу несмотря на что-либо, восходит к этому же корню.

3. Даны наречия: здесь, мимоходом, сегодня, всегда, прежде, трижды, теперь. Некоторые из указанных слов обладают такой словообразовательной возможностью, которой не обладают, например, наречия слегка, нельзя, вдогонку. Объясните, что это за особенность, и найдите лишние слова из приведённого списка.

Модель ответа:

1. Происхождение наречия завтра очень любопытно. Оно восходит к известному с XI века существительному утро, однако произошло от формы косвенного падежа в результате слияния с предлогом. Впоследствии начальный гласный звук корня [у] изменился в согласный [в]. История возникновения данного слова объясняет несоответствие его написания подобным наречиям с такой приставкой: обычно в наречиях с приставкой запишется суффикс -о- (заново, затемно).

2. Наречие поперёк со значением ‘по ширине чего-либо’ исторически имеет тот же корень, что и синонимичные глаголы прекословить и перечить со значением ‘возражать’, а также имя прилагательное безупречный со значением ‘безукоризненный’. Пред

лог вопреки, который синонимичен предлогу несмотря на что-либо, восходит к этому же корню. 3. Эта особенность заключается в том, что от большинства приведённых наречий образуются имена прилагательные: здесь – здешний, сегодня – сегодняшний, всегда – всегдашний, прежде – прежний, теперь – теперешний. Лишними являются слова мимоходом и трижды.

Задание 7

В классической работе по лингвистике 1980 года американские учёные Пол Хоппер и Сандра Томпсон утверждают, что переходность — это не бинарный (переходный / непереходный), а градуальный признак, то есть что глагол может быть более или менее переходным. Прочитайте предложения (1) – (10), которые являются возможными ответами на вопрос (0): (0) — Что происходит?

(1) — Вася разбил окно.

(2) — Маша сожгла письмо.

(3) — Карина Георгиевна читает книгу.

(4) — Маша забивает гвозди.

(5) — Карина Георгиевна танцует «Яблочко».

(6) — Пекка Саммаллахти пашет поле за домом.

(7) — Вася создаёт файл на компьютере.

(8) — Пекка Саммаллахти увековечивает труды великого финского лингвиста Матиаса Кастрена.

(9) — Карина Георгиевна ест свой скудный завтрак.

(10) — Пекка Саммаллахти поёт финскую народную песню в обработке Яна Сибелиуса.

Вопросы и задания.

1. Какие из глагольных форм в предложениях (1) – (10) являются переходными, а какие непереходными с точки зрения школьной грамматической традиции?

2. Предложите аргумент в пользу точки зрения Пола Хоппера и Сандры Томпсон, используя материал предложений (1) – (10).

Модель ответа:

1. С точки зрения школьной грамматической традиции все глаголы в предложениях (1) – (10) являются переходными, так как управляют прямым дополнением.

2. Все представленные в предложениях глаголы могут управлять прямым дополнением (что подтверждено примерами в задании). Но некоторые из них позволяют опустить прямое дополнение в контексте ответа на вопрос «Что происходит?», а некоторые — нет. Опущение прямого дополнения возможно в предложениях (3), (5), (6), (9), (10): Карина Георгиевна читает, танцует, ест; Пекка Саммаллахти пашет, поёт. В предложениях (1), (2), (4), (7), (8) в таком контексте опущение невозможно: *Вася разбил, создаёт и др.

Существует по крайней мере два класса переходных глаголов: такие, при которых прямое дополнение обязательно, и такие, при которых оно может и быть, и отсутствовать. Соответственно, первый класс можно рассматривать как «более переходный», чем второй, что подтверждает предложение Хоппера и Томпсон..



Источник: http://vserosolymp.rudn.ru/
Категория: Русский язык | Добавил: филолог (02.08.2018)
Просмотров: 694 | Теги: Олимпиада по русскому языку, одаренные дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: