Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 10 класс

Вариант 1

10 класс

Задание 1

Прочитайте фрагмент романа английской писательницы Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»: «Много лет назад я изучила фонетический алфавит. Всё началось с таблицы из учебника по лингвистике в отцовском магазине… В таблице помимо знакомых мне букв попадались весьма странные символы. Там были прописные “N”, отличавшиеся по значению от строчного “n”, и прописные “Y”, которые означали совсем не то, что маленькие “y”. К некоторым буквам были прицеплены забавные петельки и хвостики, другие перечёркивались горизонтальной чертой. Мне понравилась эта игра, и я заполнила много тетрадных страниц всевозможными сочетаниями, когда, например, “m” своей последней ножкой переходила в “j”, а “v” балансировала на верхушке “o”, как цирковая собачка на мяче». (Перевод В. Дорогокупли)

 

Вопросы и задания:

1. Как называется способ записи звучащей речи, описанный в приведённом фрагменте?

2. Найдите грубую ошибку в приведённом ниже фрагменте такой записи (считая, что она там только одна) и объясните, в чём она заключается: [Антóн куп’и́л арбýс].

3. Знак [ɱ] создан по принципу, описанному в тексте. Какой звук он может обозначать? Опишите особенности его образования. Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: дом, домик, амбар, амфора, антенна, кромка. Чем объясняется его появление в выбранном Вами слове?

4. Знак [v] над буквой гласного ([v]) означает более высокое положение языка при его произнесении, а под буквой согласного ([v]) – наличие у этого согласного голоса. Для обозначения каких звуков русского языка может использоваться знак [v]? Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: специалист, спецназ, спецзадание, спецагент, спецсектор, спец. Чем объясняется его появление в выбранном Вами слове?

5. Что означает знак [ ̭] под буквой согласного? Для обозначения каких звуков русского языка он используется? Выберите из приведённого ниже списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: плот, блок, болото, блеск, вопль, болт.

 

Модель ответа:

1. Фонетическая транскрипция.

2. Ошибка состоит в обозначении одного и того же звука разными знаками (А и а). В фонетической транскрипции могут использоваться как прописные, так и строчные буквы, но только в том случае, если они «отличаются по значению», то есть, передают разные звуки; для обозначения одного и того же звука всегда используется один и тот же символ. 3. Звук, похожий на [m] (или [м]), – тоже губной носовой согласный, но образованный в другом месте (не двумя губами, а нижней губой и верхними зубами). Амфора. Наличие после него губно-зубного согласного // [в], [ф].

4. Тех звонких, для обозначения которых нет специальной буквы. Спецзадание. Наличие после ц/ч звонкого шумного (не сонорного) согласного.

5. Глухость согласного. Тех глухих, для обозначения которых нет специальной буквы, например, сонорных. Вопль.

 

Задание 2

Нередко носители языка воспринимают пары слов с суффиксами -ат- и -аст- как синонимы, однако исконно значения данных морфем различались.

Группа А

Группа Б

Группа В

усатый – усастый

чубатый – чубастый

рогатый – рогастый

бородатый – бородастый  

глазастый

щекастый

губастый

зубатый – зубастый

ушатый – ушастый 

 

Вопросы и задания:

1. На основании анализа примеров укажите исконные значения суффиксов -ат- и -аст-.

2. Определите, почему в современном русском литературном языке представлены:

а) у слов ус, чуб, рог, борода прилагательные с обоими суффиксами (группа А)?

б) у слов глаз, щека, губа прилагательные только с суффиксом -аст- (группа Б)?

в) у слов зуб и ухо прилагательные с обоими суффиксами, однако один из членов пары является малоупотребительным (группа В)?

 

Модель ответа:

1. Значение суффикса -ат- ‘характеризуемый наличием чего-нибудь’, а суффикса - аст- ‘имеющийся в изобилии, с излишком’.

2. В группе А собраны слова, называющие то, что может наличествовать или отсутствовать у человека или животного: ус, чуб, рог, борода. Поэтому представлены прилагательные, обозначающие признак, характеризуемый наличием чего-нибудь, или признак, проявляющийся в большей степени: рогатый (‘имеющий рога’) - рогастый (‘с большими рогами’). В группе Б собраны слова, называющие то, что (за редким исключением), обязательно представлено у человека: глаз, щека, губа. Поэтому в этой группе представлены только прилагательные, которые обозначают признак, проявляющийся в большей степени: глазастый (‘с большими глазами’). В группе В собраны слова, называющие части тела (зуб, ухо), как и во втором случае, обязательно представленные у человека, однако эти слова используются также применительно к животным и предметам, у которых данная часть может отсутствовать: ушатая шапка, зубатый ковш, провал. Поэтому используются оба прилагательных, только применительно к человеку одно из прилагательных становится малоупотребительным: ушатый, зубатый.

 

Задание 3

1) Прочитайте предложения, образно описывающие некое действие. Укажите, какие глаголы, употреблённые в переносном значении, соответствуют данным словарным определениям. Составьте по одному предложению с каждым из найденных Вами глаголов в соответствующем значении.

1. Человек (чаще всего группа лиц) включается в какую-либо совокупность людей, пополняя её состав, подобно тому как поток воды втекает в другой поток.

2. Человек исключает другого человека из какой-либо организации, подобно тому как резким движением удаляет вон, наружу, ненужный предмет.

3. Человек выбывает из состава чего-либо, перестает быть членом какой-либо группы, организации, словно уходя, покидая пределы чего-либо.

4. Человек подвергается исключению из какой-либо организации, словно перемещается по воздуху, будучи выброшенным вон, за её пределы.

5. Люди выбывают из состава чего-либо, оказавшись неподходящими для данной организации или для данного вида деятельности, подобно тому как от сыпучего вещества отделяются посторонние примеси в результате определённого действия.

6. Человек выбывает из какой-либо группы, объединения, полностью прекращая связь с ними, подобно тому как отделяется кусок от монолитной массы.

2) Проанализируйте особенности предложенных Вам словарных определений и составьте соответствующее описание следующей семантической модели для выделенного слова: «Когда произошёл конфликт с начальством, Семёнов и его друзья отмежевались от нашего дела».

 

Модель ответа:

1. Вливать / вливаться. Многие уже влились в ряды Красной армии.

2. Выбрасывать / выкидывать (выбросить, выкинуть). За прогулы могут и выкинуть с работы.

3. Выходить / выйти (из чего). Через несколько лет он вышел из партии.

4. Вылетать / вылететь (из чего). В прошлом году он вылетел из института, а теперь хочет восстанавливаться.

5. Отсеиваться / отсеяться. Эти ребята отсеялись, так как испугались трудностей.

6. Откалываться (от чего-либо) / отколоться. Мальчики откололись от нашей компании.

 

2) Предложенные семантические модели включают в себя описание типичной ситуации, описание семантики глагола, употреблённого в переносном значении. Семантическая модель слова отмежеваться: «Человек выбывает (уходит) из какой-либо группы, организации (человек занимает обособленное положение по отношению к какой-то группе), словно проводя между ними и собой границу – межу».

 

Задание 4

До 1917 года классические языки входили в обязательные учебные планы гимназий, поэтому понимание терминологии или написание словарных слов латинского / греческого происхождения не вызывало трудностей. Впоследствии обращение к первоисточнику в процессе изучения написания иноязычных слов оформилось в эффективный мнемонический приём. Укажите, для каких имён существительных русского языка с непроверяемыми безударными гласными в корне проверочными могут служить данные латинские слова:

vitrum /читается как ви́трум/ ‘стекло’

 

clarus /читается как к[л’а́ ]рус ́/ ‘ясный, светлый’

 

campus /читается как ка́мпус/ ‘равнина, поле’

 

vetus /читается как вэ́тус/ ‘старый, древний’

 

panis /читается как па́нис/ ‘хлеб’

 

 

Вопросы и задания:

1) Как на примере одного из найденных Вами слов можно проиллюстрировать явление омонимии? Укажите слово и тип омонимии.

2) Известен факт, что древнерусский дьяк Быстроногов переделал свою фамилию на иностранный лад, использовав два латинских корня (не представлены в таблице) с теми же значениями. Гласный во втором латинском корне этой фамилии находится под ударением, поэтому фамилия, равно как и соответствующее название предмета, который никогда не видел древнерусский дьяк, может служить проверочным для слова, восходящего к тому же корню и обозначающего деталь этого предмета. Назовите фамилию, которая получилась у дьяка, предмет и важную деталь этого предмета.

3) Подобные благозвучные фамилии в русской истории часто получали представители духовенства. После революции их потомки старались избавиться от этого «наследия прошлого», вновь переводя их, только уже на русский язык. Так, писатель Борис Кампов известен нам как _______________.

 

Модель ответа:

vitrum /читается как ви́трум/ ‘стекло’

Витрина, витраж

clarus /читается как к[л’а́ ]рус ́/ ‘ясный, светлый’

Декларация

campus /читается как ка́мпус/ ‘равнина, поле’

Кампания

vetus /читается как вэ́тус/ ‘старый, древний’

Ветеран

panis /читается как па́нис/ ‘хлеб’

Аккомпанемент, панировка

 

1) Слова кампания и компания являются омофонами.

2) Быстроногов - Велосипедов, соответствующий предмет - велосипед, деталь этого предмета - педаль. В названных словах присутствует один и тот же латинский корень со значением ‘нога’.

3) Кампов - это настоящая фамилия писателя, который известен нам как Борис Полевой.

 

Задание 5

Прочитайте данные предложения и ответьте на вопросы.

1. Каждый уважающий себя лингвист должен почитать Соссюра и походить на Зализняка.

2. Кузьма Иванович защитил докторскую диссертацию и немедленно стал почитать Соссюра и походить на Зализняка.

 Вопросы:

1) Сколько разных вариантов прочтения может быть у предложений 1 и 2? Объясните свой ответ.

2) Какое средство выразительности помогает получить разные варианты прочтения в предложении 1?

 

Для справки:

Фердинанд де Соссюр (1857—1913) — швейцарский лингвист, один из основоположников современной лингвистической науки, а также структурализма как научной идеологии и методологии. Андрей Анатольевич Зализняк (р. 1935) — российский лингвист, специалист по истории русского языка и сравнительно-историческому языкознанию. Автор «Грамматического словаря русского языка», работ о новгородских берестяных грамотах и языке древнего Новгорода.

 

Модель ответа:

1) Глаголы почитать и походить в предложении 1 имеют по два разных значения:

почитать 1. ‘относиться с уважением’ (несов. вид); 2. ‘читать в течение некоторого (небольшого) времени (сов. вид);

походить 1. ‘быть похожим’ (несов. вид); 2. ‘ходить в течение некоторого (небольшого) времени’ (сов. вид).

Таким образом, предложение 1 имеет 4 разных варианта прочтения. В предложении 2 употреблены те же глаголы почитать и походить, но составное глагольное сказуемое с фазовым глаголом стать требует несовершенного вида своей инфинитивной части. Поэтому оба глагола могут быть употреблены только в одном из своих значений, и предложение имеет только один вариант прочтения.

2) В словосочетании походить на Зализняка ‘посещать в течение некоторого времени лекции Зализняка’ наблюдается такое средство выразительности, как метонимия. Это же явление возникает и в словосочетании почитать Соссюра ‘читать в течение некоторого времени труды Соссюра’.

 

Задание 6

1. Иногда фонетические варианты предлога В (В и ВО) употребляются параллельно, однако в большинстве случаев существуют причины, влияющие на выбор. Проанализируйте данные ниже примеры и выявите фонетические закономерности употребления варианта ВО. В день, во сне, в сновидениях, в суп, в супе, во вкусе, во фраке, в лоб, во лбу, во взгляде, во флаконе, в филологии, в варежках, в прикосновении, в груше, в рот, во рту, во взаимоотношениях, во фразе.

2. Как можно объяснить употребление в одинаковых фонетических условиях разных вариантов предлога?

в глубине – во глубине сибирских руд

в дни – во дни сомнений

в спасении утопающих – ложь во спасение

3. Фонетический вариант предлога ИЗО, возникший в русском языке в XIII веке, сейчас активно встречается в устойчивых сочетаниях (изо всех сил, изо дня в день и др.); некоторые формы (изо ста, изо сна) уже являются устаревшими. Приведите иные примеры употребления варианта ИЗО в современном русском литературном языке. Какие фонетические закономерности в употреблении варианта ИЗО Вы можете определить на основании Ваших примеров?

 

Модель ответа:

1. На основании анализа данных примеров выявлены следующие закономерности. Вариант предлога ВО употребляется: а) если слово односложное с беглой гласной в корне и начинается со стечения согласных: во сне, во лбу, во рту; б) перед словом, начинающемся стечением согласных, первая из которых В или Ф: во вкусе, во фраке, во взгляде, во флаконе, во взаимоотношениях, во фразе.

2. Вариативность определяется стилистической сферой употребления: вариант ВО чаще встречается в книжных устойчивых выражениях и текстах, имеющих оттенок торжественности.

3. Кроме указанных в задании случаев, вариант ИЗО может употребляться перед односложными словами, начинающимися на группу согласных, первая из которых Л или Р: изо льда, изо льна, изо рта, изо рва, изо ржи (но из гнёзд, из книг и т.п.).

 

Задание 7

Прочитайте отрывок из «Сказания о куре и лисице» XVII века и выполните задания.

И под то древо, к тому седящему на древе к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говарить лестными своими словами, глядя на то высокое древо.

Рече же х куру лисица: «Чадо моё милое, куря, душеполезная моя словеса слышав, давно бы ты сошёл ко мне на покаяние».

Кур же, на древе сидя, прослезися горько, слышав же душеполезная словеса от преподобныя жены лисицы, поминаючи грехи своя окаянныя, и почел спущатца к лисице на землю... И взяла его лисица в кохти и згнела его крепко и завопил кур великим гласом: «О мати моя лисица, то ли мне от тебя праведное покаяние?»

 

Вопросы и задания:

1. Кто такой кур, упоминающийся в тексте? Аргументируйте Ваш ответ с точки зрения словообразования.

2. В каких устойчивых выражениях это слово используется в современном русском языке (приведите один пример)?

3. Опишите фонетическое явление в сочетании х куру. Укажите в тексте ещё одно слово с подобным процессом. Приведите два аналогичных примера на данное явление в современном русском языке.

4. Переведите сочетание згнела его крепко на современный русский язык. Опишите фонетическое явление в слове сгнела, подберите к данному глаголу 2 родственных слова в русском языке.

5. Укажите, какое значение слово лестный имеет в современном языке, и определите его значение в данном контексте, имея в виду, что оно такое же, как и в выражении брань славна лутчи есть мира лестнаго. Переведите выражение на русский язык.

6. В некоторых древнерусских текстах в выражении брань славна лутчи есть мира лестнаго вместо слова лестнаго встречается другой вариант: студнаго. Переведите это слово на русский язык. Приведите слова данного корня в русском языке с чередованием гласных (2 примера) и с чередованием согласных (2 примера).

7. Форма куря относилась в древности к иному склонению, нежели слово кур. При изменении слово куря в косвенных падежах появлялся суффикс -ат- (И.п. куря, Р.п. куряте, Д.п. куряти...). Укажите, какое значение имеет суффикс -ат- у современных существительных, и переведите на русский язык фрагмент чадо мое милое, куря..., учитывая смысл контекста.

 

Модель ответа:

1. Кур – это петух. Доказательство: царь – царица (суффикс -иц- образует имя существительное со значением лица женского пола от существительного со значением лица мужского пола), кур – курица.

2. Курам на смех, куры не клюют, попал как кур в ощип (варианты: попал как кур во щи, как кур во щип).

3. В сочетании х куру представлено расподобление согласных (диссимиляция двух взрывных согласных по признаку способа образования. В результате: взрывной + взрывной > щелевой + взрывной). Подобный пример в тексте: кохти. Это же явление есть и в литературном языке в словах мягкий [х’к’] и лёгкий [х’к’] (с ассимиляцией по мягкости), мягко [хк] и легко [хк] (во всех примерах также и ассимиляция по глухости).

 

Примечание. В ответе не требуется знания специальных терминов (диссимиляция, взрывной, щелевой), выполнения транскрипции. Необходимо указание на то, что фонетически тождественные звуки (согласные) стали разными (расподобление), а также наличие примеров из текста и современного языка.

 

4. Перевод: сжала, сдавила его крепко. Згнела < сгнела. Родственные слова: гнёт, угнетать, гнетущий. Фонетическое явление – озвончение (ассимиляция по звонкости).

5. Лестный – в современном языке ‘содержащий похвалу, одобрение’, в древности – ‘коварный, являющийся хитростью, обманный, лживый’. Перевод выражения: славная война (война, приносящая славу) лучше лживого, обманного мира.

6. Студный – ‘постыдный, позорный’. Родственные слова с чередованием гласного: стыд, стыдный, стыдливость и т.п., с чередованием согласных: студить, простуда, стужа.

7. Суффикс -ат- у современных существительных имеет уменьшительно- ласкательное или только ласкательное значение (встречается в формах множественного числа имён существительных мужского рода на -онок- (дошколёнок - дошколята и т.п.), а исторически у слов для обозначения детенышей животных и человека (телёнок - телята, поросёнок - поросята), а также в некоторых именах существительных, встречающихся только во множественном числе (деньги - деньжата и т.п)). Перевод: дитя моё милое, цыплёнок (цыплёночек)...

Примечание. В ответе учитывать уменьшительное или уменьшительно-ласкательное значение и правильный перевод слова куря, исходя из смысла контекста (цыплёнок).

 

Задание 8

Определите лексические значения выделенных глаголов в данных предложениях. Укажите, чем с точки зрения грамматики отличаются слова в каждой паре. На основании выявленных отличий сделайте вывод о том, как связано лексическое значение глагола и один из его морфологических признаков.

А) Пока вихрь кружил снежинки по мостовой, самолёт долго кружил над городом.

Б) Всякий легко судит о поступках других. Арбитр судит футбольный матч.

В) Савелий прекрасно водит машину, а Василиса часто водит в играх.

Г) Пока Денис играл роль Базарова, Максим играл в хоккей.

 

Модель ответа:

В приведённых примерах в каждой паре словоупотреблений представлен один и тот же глагол. В одном случае он обязательно требует при себе наличия зависимого слова в форме винительного падежа со значением прямого объекта. Во втором значении глагол не требует конкретизации действия при помощи прямого дополнения либо вовсе не может управлять существительным в форме винительного падежа без предлога. Все глаголы, представленные в задании, являются многозначными. А) Пока вихрь кружил снежинки по мостовой, самолёт долго кружил над городом.

Кружить – перех.; заставлять что-либо двигаться по кругу, кругообразно, вращать, вертеть.

Кружить – неперех.; делать, описывать круги на лету, кружиться.

Б) Всякий легко судит о поступках других. Арбитр судит футбольный матч.

Судить – неперех.; составлять какое-либо мнение, суждение о ком/чём-либо, делать вывод, заключение относительно чего-либо.

Судить – перех.; следить за соблюдением правил игры и разрешать возникающие споры – в спорте.

В) Савелий прекрасно водит машину, а Василиса часто водит в играх.

Водить – перех.; уметь управлять каким-либо транспортным средством.

Водить – неперех.; в подвижных играх: выполнять особые обязанности согласно правилам игры.

Г) Пока Денис играл роль Базарова, Максим играл в хоккей.

Играть – перех; исполнять в спектакле какую-либо роль, изображать на сцене.

Играть – неперех.; увлекаться какой-либо спортивной игрой, быть её постоянным участником.

Таким образом, все примеры свидетельствуют о том, что переходность – это лексико-грамматическое свойство глагола, непосредственно определяемое его лексическим значением. Глаголы, имеющие несколько значений, могут быть как переходными, так и непереходными; поэтому, определяя данный лексико-грамматический признак, необходимо учитывать семантику многозначного слова в контексте.

 

Задание 9

Азон радостию возвеселися* многою, не внимая лаятелныхъ царя Пелея коварствъ и его льсти … Разумѣя убо Пелей, яже Колкосъ осътровъ моремъ обшелъ, приитись не может, токмо с пригожествы плавательными подняти морския беды, повелѣ* к себѣ призвати нѣкоего кузнеца от стран царства Тесалискаго, мужа мудра в хитрости своей, Арха именемъ, в хитрости древодѣлной со многимъ разсуждениемъ бывающа. (Из Троянской истории.)

Примечание к тексту. * Возвелися, повелѣ - формы одного из древних прошедших времён.

 

1. Сделайте перевод фрагмента на современный русский язык.

2. Восстановите пропущенную информацию в пунктах А-Д:

А. Слово коварство, которое встречается в тексте, исторически образовано __________________ способом от существительного со значением лица: ______________ (укажите слово).

Б. Найденное Вами существительное со значением лица образовано от глагола ___________________(укажите глагол) с помощью суффикса__________(укажите суффикс). Укажите ещё два отглагольных существительных с тем же суффиксом в современном русском языке, которые начинаются с согласных звуков, которые есть в форме И.п. и В.п. ед.ч. слова лёд. Запишите, от каких глаголов они образованы. _______________________________________________________

В. Найдите в тексте слово того же корня, что и слово коварство. Объясните, как исторически связаны значения этих двух слов. В чём особенность значения найденного Вами слова в данном тексте?

Г. У слова коварство в современном русском языке есть устаревший книжный синоним_____________ (укажите слово), который исторически также является однокоренным слову коварство. Он употребляется преимущественно во множественном числе и входит в состав фразеологизма: глагол _________________ + ______________________(данное сущ. во мн.ч.) кому- либо или против кого-либо. Укажите суффикс в существительном, которое Вы нашли в данном пункте_______. Поможет Вам выделить суффикс сравнение со словами русского литературного языка, в которых и сейчас выделяется данная морфема. Приведите два примера подобных существительных, которые начинаются с одной и той же буквы, но с иной, чем слово коварство, и укажите производящие глаголы. ______________ от глагола _______________ и ______________ от глагола _______________.

 

Д. На ту же букву, что и два последних слова в задании Г, начинаются два слова, которые мы находим в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 г. Первое из них означает ‘равновесие’, а второе определяется как ‘тяжести, которыми, кроме товаров и других вещей, грузят мореходное судно’. Назовите эти слова: _______________ и _______________. Чем в фонетическом плане различаются два найденных Вами слова? 3. Можно ли в выражении мудрый в хитрости своей заменить слово хитрость на слово коварство, а в сочетании лаятелныхъ коварствъ – коварство на хитрость? Объясните свой ответ. 4. С чем связаны особенности написания имён собственных Азон и Тесалийского? Как иллюстрируют данное языковое явление слова азъ (азбука), ягнёнок, Фёдор, Томас?

 

1. Перевод:

Язон весьма (очень) возвеселился (обрадовался), не слушая клеветнических (бранных) хитростей царя Пелея и его лукавства (лжи). Пелей же, поняв, что остров Колкос обошел по морю, но причалить не может, ведь только с принадлежностями для мореходства (снастями мореходными) можно одолеть трудности морские (морскую стихию), повелел призвать к себе некоего кузнеца, выходца из страны Фессалии, человека мудрого (искусного) в своем ремесле, по имени Арх, в мастерстве столярном весьма искусного (умелого).

2. А. Слово коварство исторически образовано суффиксальным способом от существительного со значением лица: коварь.

Б. Найденное Вами существительное со значением лица образовано от глагола ко- вать (укажите глагол) с помощью суффикса -арь-. В форме И.п. и В.п. ед.ч. слова лёд два согласных звука: [л’] и [т]. С этих звуков начинаются в современном языке два отглагольных существительных с суффиксом -арь: токарь (< точить), лекарь (< лечить).

В. Однокоренное слово – кузнец. Коварство и кузнец связаны семантически: искусный мастер, кузнец, обладает мастерством, применительно к кузнецу называемым коварством. Позже слово коварство приобрело значение «злые тайные умыслы». В данном тексте кузнец занимается несвойственным ему делом: хитростью древодельною. Можно предположить, что в данном тексте под словом кузнец подразумевается просто мастер.

Г. У слова коварство в современном русском языке есть устаревший книжный синоним кознь /(козни), который употребляется преимущественно во множественном числе и входит в состав фразеологизма глагол строить + козни (данное сущ. во мн.ч.) кому- либо или против кого-либо. Укажите суффикс в существительном, которое Вы нашли в данном пункте -зн(ь). Приведите два примера подобных существительных, которые начинаются с одной и той же буквы, но с иной, чем слово коварство, и укажите производящие глаголы:

боязнь от глагола боять(ся) и болезнь от глагола болеть.

Д. На ту же букву начинаются два слова, которые мы находим в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 г. Первое из них означает ‘равновесие’, а второе определяется как ‘тяжести, которыми, кроме товаров и других вещей, грузят мореходное судно’. Это слова баланс и балласт. Эти слова различаются одним звуком: [баласт] – [баланс]. При определенном типе произнесения в слове балласт звучит долгий [л̅], что является еще одним фонетическим отличием.

3. Во первом случае нельзя сказать «мудрый в коварстве своем», так как в современном русском языке у слова коварство есть только одно значение, а значение «мастерство» утрачено. В начале текста замена слова коварство на хитрость возможна, так как в современном русском языке эти слова – синонимы.

4. Речь идёт о парах азъ (азбука) – я (язъ), агнец – ягнёнок, Фёдор – Теодор, Томас – Фома. В исконно русских словах было представлено начальное Я, в церковнославянских (старославянских, в книжной традиции) – начальное А. В данном тексте в слове Азон начальная гласная по «книжной» (церковнославянской) модели. Тесалийский – это Фессалийский (историческая область Фессалия в Греции). Греческая буква ФИТА может читаться в европейских языках по-разному: как [т] и как [ф].



Источник: http://vserosolymp.rudn.ru/
Категория: Русский язык 10 класс | Добавил: филолог (31.07.2018)
Просмотров: 26 | Теги: одаренные дети, Олимпиада по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: